Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Животные в мифологии

Животные

Животные в мифологии разных народов

 

Крокодил: африканских народов мифология

По мифологическим представлениям мунда, народности, живущей на юге Заира, северо-востоке Анголы и северо-западе Замбии, владыкой нижнего мира является чудовищный крокодил. Выполняя брачное условие, с ним сражается и побеждает герой фольклора Судика-Мбамби.

У нигерийских игбо крокодил – общий символ громовника-змея и богини земли-черепахи.

Подробнее...

Крокодил: народов Океании мифология

У меланезийцев аллигаторы, акулы, рыбы бониты, птицы фрегаты и улитки считались перевозчиками духов. В мифологии гуантуна большую роль играли духи - кайя, которые могли принимать различный облик. Один из мифов в сказочной форме описывает инициационный возрастной обряд, осуществляемый кайя над неким мальчиком. Приняв образ крокодила, кайя проглотил мальчика и ушел в лес. Там он его выплюнул и стал воспитывать. Мальчик вырос очень быстро. "Посвящаемого в тайные мужские союзы часто вводили в хижину, имеющую форму крокодиловой или змеиной пасти, что символизировало проглатывание юноши чудовищем".(2)

Подробнее...

Крокодил: индийская мифология

Индийский гавиалВ древней Индии (Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и Хараппа) гавиал считался  божеством весеннего разлива Инда, наряду с буйволом или быком.

В индийском зодиаке Козерогу соответствует изображение фантастического чудовища Макара, объединяющего в себе черты водного и сухопутного животных, иногда с растительным мотивом. В древнеиндийской мифологии Макара рисуется водным животным. Океан в индийском эпосе часто именуется "обиталищем макар", которые приводят его в волнение. По одному из мифов, мудрец Агастья выпил океан, в котором стояла гора Виндхья. Когда вода исчезла, обнажилось подножие горы, и к нему прилепились макара, которые просверлили в толще скалы многочисленные ходы. В этих ходах остались драгоценности; вдобавок, в них поселились змеи, охранявшие сокровища. Однако, несмотря на эти описания, макара изображается как существо, напоминающее либо крокодила с головой слона с поднятым хоботом и рыбьим хвостом, либо существа с  рыбьим телом и хвостом, но с рогатой головой и двумя ногами антилопы. Абу Рейхан Бируни замечает по поводу синкретического образа Макара: "А морское животное, называемое макара, также, согласно описаниям, не нуждается в том, чтобы его считали состоящим из двух частей". На печатях древних городов долины Инда изображены различные типы образа макары, что указывает на местные корни. Иногда изображение макары причудливо соединяется с растительными мотивами — челюсти и язык с закрученным придатком обнаруживают большое сходство с корневищем и цветком лотоса, что объясняет использование макар в качестве транспортного средства речными богинями - Нади-деватас.  В системе локапал макара становится ваханой богов-охранителей мира: Варуны, Сомы, Индры и Куберы.

Подробнее...

Крокодил: народов Юго-Восточной Азии мифология

В почтительном отношении народов Юго-Восточной Азии к крокодилам видны следы культа предка-тотема. Крокодил представлялся существом, причастным Нижнему миру и, как таковый,  соотносился с духами умерших, пребывавших в подводном загробном мире.

В качестве тотема  рассматривала крокодила народность лаквье, обитавшая в болотистой местности в долине Красной реки во Вьетнаме. Первопредком самих вьетов, считался Лак Лонг куан — Государь Дракон Лак, прообразом которого выступал крокодил.

Подробнее...

Крокодил: египетская мифология

Изображение египетского бога СебекаКрокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека  с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились  в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите, главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название  Крокодилопль. В разных местах оазиса  поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...".  В нем  видели благодетельную силу и обращались к нему  с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.

Подробнее...

Крокодил, ящер

КрокодилКрокодилы (Crocodylia) населяют материковые и прибрежные водоемы тропиков. Они представляют собой прямых потомков древних высокоорганизованных пресмыкающихся мезозоя. Настоящих крокодилов — 13 видов. Наиболее известный из настоящих крокодилов — нильский крокодил. Первые упоминания о нём относятся к глубокой древности. В Библии рассказывается о чудовищном крокодиле — Левиафане. В Древнем Египте крокодилов почитали как священных существ. Особые жрецы кормили их мясом жертвенных животных. После смерти тела священных крокодилов иногда бальзамировали и клали в богатые гробницы.

Представители семейства аллигаторов встречаются во внутриконтенинтальных пресных водоемах. Название «аллигатор» происходит от испанского «аль лагарто» (ящер).  6 из 7 видов этого семейства — миссисипские аллигаторы; единственное исключение — китайский аллигатор. Аллигаторы выкапывают норы, представляющие собой тянущиеся от прудов под корни деревьев тоннели длиной до 6 м, с камерой на конце. Для кладки яиц самки  строят гнезда из травы на суше. Перед дождём аллигаторы издают особые звуки — так называемое «крокодилово пение», а в брачный период окрестности оглашаются громким рёвом самцов. К числу аллигаторов принадлежат и разнообразные кайманы, обитающие в Южной Америке.

Подробнее...

Ящерица: индейцев Центральной Америки мифология

Макуильшочитль ("пять – цветок"), Шочипилли ("владыка цветов") бог весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч, сын Тласольтеотль. Изображался в виде юноши, сидящим среди цветов и бабочек, со скипетром, увенчанным сердцем. На с. 53 и 72 "Кодекса Борджиа" он изображен с заостренным пенисом в форме ящерицы.  "Ящерица являлась символом воды и обильного урожая. Макуильшочитль-Шочипилли  в божественных гимнах называется Синтеотль и очень часто имеет характерные признаки последнего. Также среди глиняных изображений божественных матерей с детьми он часто представлен на руках богини Сочкетцаль, и подобное соединение Сочкетцаль и Макуильшочитля очень напоминает композицию, представленную в другой традиции: Тетеоиннан и Синтеотль. Следовательно, Макуильшочитль и Синтеотль являются сыновьями, рожденными Великой Богиней-матерью". (2) Синтеотль - это  бог молодого маиса.

Подробнее...

Ящерица: индонезийская мифология

Западная Индонезия, остров Суматра, в мифологии батаков: богиня земли Бораспати ни Тано обычно принимала вид ящерицы. Покровительница дома и полевых работ.

Ящерица: маори мифология

Вырезанная из кости ящерица. Маори."У маори Новой Зеландии изображения ящериц… не обнаружены ни в татуировке, ни на мумифицированных головах, поступивших в музеи от мореплавателей, ни  на деревянных резных масках. Однако в более ранние времена подобный рисунок должен был, думается, присутствовать в маорийской татуировке, превратившись впоследствии в сильно стилизованный элемент, похожий на латинскую букву  S: знак этот, согласно ранним свидетельствам, вырезался на лбу и на подколенных впадинах островитян. … S-образная фигура древней маорийской татуировки явно воспроизводит очертания бегущей по горячему песку ящерицы… Древний стиль татуировки – полосы, расположенные в шахматном порядке, и знак на лбу – известен под названием моко кури, т. е. "вытатуированная ящерица"… само искусство татуировки у маори носит название та моко ("татуировать ящерицу" или просто моко, т.е "ящерица"… Со словом "моко" или "мокомоко" у маори связаны представления как о животных, перед которыми островитяне испытывали благоговейный страх, ибо считались они физической манифестацией бога зла Виро и вестниками болезней и несчастий…

Подробнее...

Ящерица: полинезийская и меланезийская мифология

"Обычай татуировки на Гавайях связан был прежде всего с поминанием покойников. … В татуировке полинезийцев и на черепах предков островитян зафиксированы и изображения ящерицы или человека-ящерицы. Изображения животных в татуировке полинезийцев… связаны были , скорее всего, с представлениями о том, что инкарнирующаяся душа предка возвращается на землю, в мир живых, приняв зооморфный вид (бабочки, мухи, юркой ящерицы, красивой рыбки или птицы и т. п.) и возрождается в своем потомстве. Рисунки этих животных  (а по тем или иным признакам островитяне "догадывались", облик какого животного примет душа) накалывались на теле человека с целью быстрого внедрения и укрепления души предка в теле  его потомка.

Подробнее...

Подкатегории

Страница 8 из 11