Шумер. Изображение человеко-рыбВ шумерских мифах мудрость и источник знаний ассоциируются с водами и тем существом, которое в  образе Рыбы с человеческой головой дало людям знания. Вот как доносит до нас это событие  жрец бога Бела Берос: "Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Все тело у зверя того было рыбье, только под рыбьей головой у него была другая, человеческая, речь его также была человеческая. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, не принимая никакой пищи, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы, вводить законы и мерить землю, показал им, как сеять зерно и собирать хлеб, – словом, научил их всему, что смягчает нравы, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрел. А когда солнце заходило, этот удивительный Оанн погружался опять в море и проводил ночи в пучине, ибо там был его дом. Он написал книгу о начале мира и о том, как он возник, и вручил ее людям". 

 

Оаннес - это греческая транскрипция шумерского Уан. А на языке майя фраза «тот, кто обитает в море» звучит как уанна".  Любопытная параллель выявляется между шумерским и древнеиндийским преданиями о Рыбо-человеке. В «Хари-пуране», «Бхагаватгите» и нескольких других книгах буквально также описывается явление к людям Вишну, принявшего форму рыбы с человеческой головой. Жалея слабое и ничтожное человечество, Вишну оставался  с ним  некоторое время.  Но при каждом закате солнца он возвращался в океан, где проводил ночи. «Однажды он погрузился в море и больше не возвратился, так как земля опять покрылась растительностью, фруктами и скотом. Но он научил брахманов тайнам вещей».  В Камбодже в храме Змеиного храма Nug kon-Wat было  изображение бога Вишну, появляющегося изо рта Рыбы. 

В шумерской мифологии известен образ одного из трех верховных богов - Энки, связанного с водной стихией. Жрецы этого бога изображались в рыбьей одежде. Известно изображение одного из этих жрецов - Кулулу, спутника Энки. Верхняя часть его туловища была человеческой, нижняя - рыбьей. Миф повествует о том, что Энки создал в Абзу демонов водной стихии – лахама. В мифе о похищении Инанной табличек судеб Энки посылает вдогонку за ней пять лахама Энгурры. В одном из поздних аккадских списков богов именем Лахму назван  получеловек-полурыба, прислужник бога Энки. Многочисленные амулеты в виде рыб были обнаружены при археологических раскопках. Их присутствие  свидетельствует о том, что с рыбой связывались представления о защите и покровительстве.

Плавательным средством Энки служила  ладья макурру, именуемая «козел Абзу». Изображение козла-рыбы стало символом зодиакального знака Козерога, отмечающего зимнее солнцестояние. Считалось, что "солнце подобно козе поднимается на высочайшие  горы и затем спускается в воду, как рыба".   Вавилонские звездочеты называли Козерога Сухур-мас. При этом сухур обозначает «коза», а мас – «рыба». Знали вавилоняне это созвездие и как один из образов  бога Эа,  и как Кусарикку – «Рыбобарана». 

Амулеты в виде рыб найденные при археологических раскопкахСозвездия Водолея, Козерога и Рыб ассоциировались с великим богом вод Энки (Эа). Этому богу отводилась вся область неба на 30º севернее и южнее небесного экватора. В древности к созвездию Водолея относилась звезда Фомальгаут (от арабск. Фам-аль-хут-аль-януби – «Рот Южной рыбы»),  и принадлежала она богу Эа. Фомальгаут была одной из  четырех главнейших звезд  неба, наряду с Альдебараном, Регулом и Антаресом. Астрономы считают, что в древней Месопотамии, Иране и Хорезме Фомальгаут мог  выполнять ту же роль, что и Сириус в Древнем Египте:  определял  своим гелиакическим (то есть первым на фоне утренней зари) восходом сроки разлива рек и начала сельскохозяйственных работ в странах Передней Азии.  Храм бога Эа в главном центре его культа – городе Эриду был ориентирован на Фомальгаут.  В Древнем Вавилоне Фомальгаут называли Куа – «Рыба»

В сказании "Лугальбанда и орел Анзуд", когда  герой возвращается к урукскому войску и Энмеркару, выясняется необходимость устранения  какого-то трудно преодолимого препятствия на пути к Аратте, невозможное без вмешательства и помощи Инанны. Лугальбанда отправляется  с посланием к Инанне, которая обещает свою помощь в случае, если Энмеркар, сын Уту и брат-супруг Инанны, выловит гигантскую рыбу  "в водах Инанны" : "гигантская рыба, что как бог между рыбами резвится, хвостом плещет, и блестит чешуя ее хвоста в священном месте, среди сухих тростников". Чтобы выполнить это задание, надо срубить одиноко стоящий тамариск, выдолбить из него лодку и вырвать весь тростник, в котором резвится рыба.

«Сухур - алаль» -«карп, завязывающий семя» - эпитет бога Энлиля,  соблазнившего деву Нинлиль. В день посвященный Энлилю не разрешено было есть рыбу.

В Ашшуре  одновременно почиталась и змея, и рыба. У святилища Ашшура, близ храмового колодца, находился четырехугольный бассейн из долерита, датируемый надписями VIII веком до н.э. На его наружных стенах  изображены боги, окруженные жрецами в рыбьих масках. Тела этих жрецов покрыты рыбьей чешуей.

Одним из основных центров культа Иштар в Ниневии было святилище, известное под названием  "Дом рыбы".  В вавилонской поэме о потопе есть такие строки:   Иштар кричит, как в муках родов, Госпожа богов, чей прекрасен голос:   «Прежние дни обратились в глину,   Ибо в совете богов я решила злое, .    Зачем в совете богов решила я злое,   На гибель людей моих я войну решила?     Для того ли рожаю я человеков,    Чтобы, как рыбий народ, наполнили море!»

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. В.Н. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. Эрих Церен. Библейские холмы;
  4. Г.В. Синило. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета).