Мифологические представления саяно-алтайских народов  были схожи с представлениями алтайцев. Опорой земли тоже считались два огромных рыбоподобных чудовища. Одно из них посылает холод, осень и зиму, а второе, тепло, весну и лето. В другом варианте фигурируют три кер-балыка, созданные Ульгенем. К средней рыбе он привязал аркан, укрепив его конец на небе. Подымая или опуская голову, кер-балыки вызывают колебания земли и наводнения.

На вершине мифической горы обитали предки охотников. Восточнее находилось молочное озеро с  растущим из "пупа земли и неба" золотым тополем и невидимое для глаз красное озеро. "В нем обитала огромная рыба - Кер балык, во внутренностях которой хранились "души"- зародыши животных (кут) и детей (jула). Через свое дыхание рыба передавала их хозяину земли Йер-су, а тот - духам, обитающим в юрте. Таким внеземным и внесексуальным оплодотворением обеспечивалось якобы реальное воспроизводство человеческого рода".(1)

 

По представлениям тувинцев налим был когда-то женщиной. Однажды она рассердилась на мужа и с трубкой во рту бросилась в воду, где и превратилась в налима. Мясо налима никогда не ели, не считая его "настоящей" рыбой. "Но в то же время из мяса налима приготовляли лекарство".(2)

В нижней части хакасских бубнов иногда изображались рыбообразные чудовища. "Их название кер-палык указывает на рыбу. Кер-палык описывается как «страшное», громадных размеров чудовище, живущее на дне моря». Этому чудовищу герои сказок ежегодно приносят в жертву 60 детей. Шаманы видели в этом чудовище своего помощника по «лечению» нарывов. Кер-палык должен был высасывать нарывы и тем самым «облегчать» страдания больных. Ближайшие аналогии хакасскому кер-палыку мы находим на Алтае – у телеутов, шорцев и кумандинцев, где он фигурировал под именем кёр-балыка, кар-jутпа и др. и представлялся таким же прожорливым чудовищем, живущим в воде. 

Использованные материалы:

  1. Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество;
  2. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (Вторая половина XIX—начало ХХ в.);
  3. Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья.