Лосось - популярный образ в мифологии Северной ЕвропыУ кельтов был известен образ бога-рыбака Нодона (Нодонса). Кельты верили в в священную рыбу источников или ручьев. Дух вод обычно воплощался в рыбе "Даже теперь в Бретани верят, что волшебный обитатель источника имеет форму угря, в то время как в XVII веке в источниках Нагорья содержалась рыба столь священная, что никто не смел ловить ее. ...Две священные рыбы обитали в чудотворном источнике в Нант-Пери, и, когда они умирали, их заменяли другими, а мертвых рыб хоронили".(1) Если рыба появлялась, когда больной пил из источника, это было хорошим предзнаменованием.

Лосось - самый популярный образ мифов и преданий народов Северной Европы. В скандинавской мифологии  Локи, заночевавший вместе с Одином и Хёниром на постоялом дворе Хрейдмара, убивает камнем выдру Отра, которая у водопада ела лосося. За этот поступок Хрейдмар, оказавшийся отцом Отра, потребовал выкуп золотом.  Чтобы добыть золото, Локи ловит карлика Андвари, плавающего в виде щуки в воде и охраняющего золотой клад. Выкуп выплачен, но вскоре Локи сам вынужден прятаться от асов в облике лосося  в водопаде Франангр. Однако асам удается его поймать и связать кишками его собственного сына Нари. Другой сын – Нарви, превращается в волка, а связанный Локи, ввергнут в подземный мир, где содрогается от капель змеиного яда, падающих на его лицо. Эту змею повесила над лицом Локи Скади, дочь великана Тьяцци. Сигюн, жена Локи, подставила чашу под капающий яд, но его капли все же успевают попасть на Локи,  содрогания которого вызывают землетрясения. Сам Один проявляет себя в образе рыбы. Так, "на руническом надгробии VII-VIIIвв. из Эгъюма (Норвегия) Один, как "Бог войска", упомянут появляющимся в земле людей в облике рыбы или птицы".(2)

 

В ирландской мифологии известно божество  в образе лосося, который благодаря своему всеведению называлось eó fis, "лосось мудрости".  Считалось, что "тот, кто съедал лосося из источника Конилы, наделялся даром мудрости, которая приходила к нему через съедение орехов с орешника познания вокруг источника. В этом случае священная рыба съедалась, возможно, только некоторыми людьми, теми, кто имел на это право. ...Легенда о лососе, видимо, основана на древних ритуальных практиках поедания божественного животного".(1) Одним  из мест жительства этого мудрого лосося был  Эсс Руайд ("Водопад Руада"). С ним отождествлялся  водопад Ассароу на Эрне в Бэллишэннон. Будучи одноглазым  (goll), этот лосось назывался Голл Эсса Руайд (Goll Essa Ruaid). В других мифах встречается мифический Аэд  Руад (Aed Ruaid), который утонул в водопаде в Баллишэннон. Поэтому водопад был назван Эсс Руайд ("Водопад Руада"). Он дал также свое имя соседнему сиду, располагавшемуся внутри холма и известному как сид Аэда (Sid Aeda). В данном случае, бог Аэд, который властвовал над этим сидом, идентифицирован с Руадом, утонувшем в расположенном поблизости водопаде. Одно из малоизвестных имен Дагды было Аэд Аллайн из Эсс Руайд, а  знаменитым было имя Руад Рофесса. Дагда был богом Другого Мира, который был источником всей мудрости.

В ирландской мифо-поэтической традиции известен также образ Финна («тайное знание»), героя, мудреца и провидца,  наделенного сверхъестественной мудростью, которую, по некоторым версиям, он приобрел отведав лосося мудрости.  Центральный эпизод сказаний о Финне – его победа над чудовищным одноглазым противником. "Согласно ирландским топонимическим преданиям «Диннсхенхас», источник вдохновения, который находится на реке Бойн, окружен девятью  орешинами поэтического искусства, а в нем живет пятнистая рыба, которая поет.  ...Другие Карии («ореховые деревья») в Аркадии расположены неподалеку от реки, в которой как пишет Павсаний, живет такая же странная рыба".(4)

В исландской сказке мачеха превращает падчерицу в форель, которую съедает королева, и, забеременев, рожает девочку и кошку. В дальнейшем  эта кошка играет роль чудесного помощника своей "человеческой" сестры: убивает великана, который отрубил девочке ноги и воскрешает ее; помогает выйти замуж за королевича и в брачную ночь ложится в постель вместе с новобрачными, наконец, превращается в человека. Кошкой была заколдованная мачехой падчерица.

Во Франции жертву розыгрыша в день 1 апреля обычно называют не первоапрельским дураком, а первоапрельской рыбой.  1 апреля можно встретить людей с бумажной рыбой на спине  Главное - быть бдительным, чтобы, как говорят  французы, "не остаться в рыбах".

Использованные материалы:

  1. Джон Маккалох. Религия древних кельтов;
  2. Мифы народов мира, т. II;
  3. Петрухин В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах мира культуры//Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии;
  4. Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности:
  5. Р. Грейвс. Мифы древней Греции;
  6. Мелетинский. Е. М. Герой волшебной сказки.