Бронзовая статуэтка рыбы, Древний ЕгипетОтдельные виды рыб почитались в Древнем Египте как божественные и сакральные, например, угорь бога города Гелиополиса и окунь богини Нейт. Жители III нома Верхнего Египта поклонялись священной рыбе Лато, по причине чего греки называли Эсну, столицу нома,  Латополисом.  Там были обнаружены многочисленные  мумии этой рыбы. В номе Оксиринха почитался оксиринх, и, по словам Страбона,  почитание этой рыбы было распространено и у других египтян".  По свидетельству александрийского епископа Афанасия, с культом рыб дело обстояло так:  "Рыбу, которую в одном месте чтут, в другом вылавливают и употребляют в пищу". Рыбьи культы существовали еще в Тинисском номе, а по сообщению Элиана, "в римское время в Бубасте было священное озеро, в котором разводили и кормили сомов. От позднего времени сохранились амулеты в виде рыб и даже небольшие гробики для умерших рыб".

 

Богу Шу и богине Тефнут были посвящены рыбы, которых Сет, по позднему варианту мифа – времен завоевания Египта персами – в бесчинствах своих поймал. (вероятно, подразумевается "и съел"). 

Священным животным Хатмехит, богини города Мендес, тоже была  рыба. Эпитет этой богини  – "первая среди рыб". Изображалась она женщиной с рыбой на голове. Мифы, связанные с сакральными рыбами не дошли до наших дней, только Хатмехит упоминается помощницей Исиды в собирании частей тела Осириса. Известны упоминания о рыбах Абту и Ант, плывших перед ладьей Ра и указывающих ей путь. В главе текста об укусах, высеченном на стеле Меттерниха., Исида говорит, обращаясь к укушенному скорпионом Гору: "Никакое зло не может напасть на тебя, [ибо] в тебе сущность (или флюид) того, что сотворило вещи. Ты сын страны Мескет, ты вышел из небесных вод Нун… Ты брат рыбы Абту, которая предрешает то, что будет, и ты питомец Кота, который живет в Доме Нейт". 

В Абидосе, на западном берегу среднего Нила, находилась священная могила Осириса. Постепенно вокруг нее множились царские могилы, совсем не похожие на те роскошные постройки, которые возводились в более поздние времена. "Земной фараон заменил небесного бога Осириса, который перевоплощался то в быка, то в  рыбу или змею. Согласно позднейшей надписи Рамсеса IV в Абидосе, Осирис был луной, Нилом и таинственным богом мертвых на западе". К началу исторического периода Египта Осирис представлялся "ущербной луной, которая один раз в году показывалась у берега небесного Нила (Млечного пути, который выступал также и в виде небесного дерева). Именно тогда кончался старый и начинался новый год. Умирающий Осирис, погибая, давал Нилу воду.  ...Мумию мертвеца из царского рода, которого отождествляли с Осирисом,  иногда изображали в виде спеленутой рыбы-Абидос; ее пеленали с помощью кусков материи. 'Братом' этой рыбы был Гор – утренняя звезда. Он сопровождал рыбу-Абидос на тот свет, суля ей воскресение".

То, что плодородие связывалось с рыбой, видно из истории с Осирисом, хотя зависимости плодородия от этого обитателя нильских вод была придана отрицательная окраска. Один из вариантов мифа гласит, что разрубленное на куски тело Осириса Сет разбросал по земле Египта. Исида нашла все части его тела, кроме фаллоса, который проглотила рыба. Вот как описывает это Плутарх:  "Из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фалл, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты, фагры и осетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой. Исида же, по рассказам, вместо него сделала его изображение и освятила фалл; в честь него и сейчас египтяне устраивают празднества". 

Фараону на стол никогда не подавали рыбы. Использовать в пищу определенный вид рыбы отказывались почитатели их,  жрецы не ели никакой рыбы: "… сиэниты избегают фагра, потому что считается, что он приходит одновременно с подъемом Нила и, являясь взорам как добровольный глашатай, возвещает радостным людям о разливе. Жрецы же воздерживаются   от всякой рыбы. В девятый день первого месяца, когда все остальные египтяне едят жареную рыбу у своих наружных дверей, жрецы, не отведав блюда, жгут ее у ворот...". 

Использованные материалы:

  1. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  2. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  3. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии;
  4. Мифы народов мира, т. II;
  5. Э А. Уоллис Бадж. Легенды о египетских богах;
  6. Эрих Церен. Библейские холмы;
  7. Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 18.