Дравидийское народы являются аборигенным населением  Индии. Вероятно, древние жители долины Инда представляли небо  океаном или широкой рекой, в водах которой звезды "плавали" подобно рыбам. Этот вывод напрашивается при исследовании протоиндийских текстов: "Дравидийское слово  min (рыба) ассоциировалось с понятием "звезда". ...шесть вертикальных черточек в сочетании с изображением рыбы означают "шесть звезд" (aru-min – старинное тамильское название созвездия Плеяд в ведийской системе накшатр). Семь вертикальных черточек со знаком рыбы означают "семь звезд" (elu-min – старинное тамильское название Большой Медведицы)". 

 

Вишну, один из высших богов индуистской мифологии, имя которого  толкуется как "проникающий во все" (от корня виш-, "входить", "проникать"), возможно, вобрал в себя элементы из доарийского субстрата. Три первые его аватары  связаны с воплощениями в животных, связанных с водной стихией: рыба, черепаха и вепрь (происхождение вепря тоже связывалось с морем). В первой аватаре,  согласно "Махабхарате" и пуранам,  Вишну спасает прародителя современного человечества от вод потопа, воплотившись в Рыбу ("матсья").  Человечество обязано своим существованием Вишну, которого в облике маленькой рыбки вылавливает Ману ("человек"), сын Вивасвата, во время ритуального омовения рук. Рыбка просит вырастить ее, обещая спасти от грядущего потопа. Ману заботится о рыбе и, когда она вырастает, отпускает в море, снарядив по ее совету корабль. Рыба, с привязанным к ее рогу кораблем Ману, приплывает к одиноко возвышающейся над водами северной горе.  Из принесенной Ману жертвы появляется девушка, вместе с которой Ману порождает человеческий род. По другой версии Рыба спасает не только одного Ману, но и множество живых существ и семена разнообразных растений. Интересную трактовку получает этот миф в"Седжарах Мелаю" ("История Малайзии"), где излагается история о потерпевшем кораблекрушении индийском государе: "Корабль Мани Пуриндама потонул, а сам государь упал в воду и очутился на спине рыбы алу-алу; на этой рыбе он доплыл до берега, а когда он достиг берега, то ухватился за растение гандасули; только после этого государь смог выйти на берег, и поэтому государь запретил всем своим потомкам есть рыбу алу-алу и использовать для украшения цветы гандасули". 

В индуистской мифологии шиваизма одна из богинь шиваистского пантеона носит имя Минакши (букв.  «имеющая глаза рыбы», тамильск. Миштчи-амман — "Рыбоглазая". По одним мифам, она  дочь Куберы, по другим - восстала из жертвенного костра царя пандьев Малаядхваджи. С детства Минакши имела три груди и ей был свойствен острый рыбий запах. Однажды, уже став царицей и великой завоевательницей, Минакши встретила Шиву, и сразу же и запах, и третья её грудь исчезли. По этому признаку она узнала в Шиве предназначенного ей богами супруга. В качестве ипостаси Парвати Минакши особенно почитается  на юге Индии.  После свадьбы с ней Шива стал править в Мадурай (Мадура, город в Южной Индии, в штате Мадрас, столица государства Пандья). По др. версии Минакши была приемной дочерью купца, и Шива женился на ней. Пандийский царь, обвинив его в краже браслета, казнил его. Разгневанная Минакши, приняв образ Дурги, убила царя. С тех пор она стала богиней Мадурай, требующей постоянного умилостивления. Громадный храм Минакши образует центр города и собирает колоссальное количество паломников. 

Использованные материалы:

  1. Очерки естественно-научных знаний в древности;
  2. Мифология. Большой энциклопедический словарь;
  3. Е.В. Ревункова. Мифологические источники средневекового малайского памятника "Седжарах Мелаю" ("Малайская история")//Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии.