МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Рыба: иранская и осетинская мифология

В иранской мифологической картине мира гигантская благая рыба Кара обитала в мировой реке Рангхе,  омывающей одну сторону мира и выступающей символом края света. Рыба охраняла мировое древо (дерево хом-хаома, всеисцеляющее дерево), растущее посреди озера Ворукаша. Другая гигантская рыба плавала в океане преисподней и несла на себе быка как опору мира. В  бассейне Рангхи обитали «безголовые» племена.

У иранских народов и их соседей рыбы считались чистыми существами. Когда один кафир (неверный) выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Рыба закрыла его своим телом. Жабры – это раны, оставленные стрелой.

 

В осетинском  нартском эпосе в сюжете с Сосланом фигурирует Кæфы-Сæр-Хуæндон-ældar, имя которого переводится В.И. Абаевым как глава рыб – Владетель пролива, под образом которого, по мнению В.И. Абаева, выступает владетель Боспорского пролива.  Исконное занятие предков осетин рыболовством, доказывается и наличием у них двух названий рыбы: Кæсаг (рыба) и Кæф – большая рыба. По определению В.И. Абаева, оба названия – древнеиранские, первое пришло к осетинам от сарматов, второе является североиранским словом. В мифологических представлениях осетин покровителем рыб и рыболовства был Донбеттыр (или Донбеттырт), в честь которого ежегодно устраивались празднества   в горных селах Северной Осетии, где нет даже мелких речушек. Накануне праздника их жители отправлялись в город или в казачьи станицы и закупали там рыбу. Месяц октябрь, когда  обычно устраивали празднества в честь водной стихии и ее владыки, носил название  Кæфты май – рыбный месяц. Среди находок в кобанских могильниках много предметов с изображением рыбы.  Повелитель рыб – Хиандон-алдар, или Кæфты-сæр-Хиандон-æлдар часто упоминается в эпосе, выступая то враждебным, то дружелюбным к нартам. «Отношения Нартов к алдару проливу, - пишет В.И.Абаев, - напоминают отношения скифов к боспорским царям, когда расчетливая дружба нередко сменялась открытой враждой и взаимная помощь военной силой легко переходила во взаимные распри».  В современной осетинской мифологии сохранилось старое скифское название кæф (большая рыба-осетр), относящееся к группе восточноиранских слов.

В иранской мифологии известен образ царя Йимы (Джамшида), сына владыки солнечной сферы,  тождественный образу индийского Ямы. Одним из атрибутов Йимы-Джамшида  была чаша, в которой отражалось все, что происходило в мире, и в любой момент, глядя в свою чашу, шах Джамшид мог видеть все и знать обо всем. Из этого описания следует, что чаша служила моделью мироздания, состоящего из трех сфер. Это представление о волшебной чаше, в которой видна вся вселенная до ее основания, сохранилось у таджиков в виде названия миски для плова, на дне которой были изображены две рыбы: "чаша Джамшида". 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. Б. А. Калоев. Осетинские историко-этнографические этюды;
  3.  Ю.Е. Березкин. Рыба и бык: зооморфная опора земли в фольклоре Евразии.

Реклама

Книги