В мифологических представлениях древних греков черепаха соотносилась с Нижним миром. В трехчленной вселенной с подземным миром древних богов ассоциировался Тартар, название которого происходит от  слова "tartaruga" ("черепаха").

В цикле мифов о героических подвигах Тесея его четвертым подвигом было убийство коринфянина Скирона, сына Пелопса либо Посейдона. "Скирон обитал на Мегарской земле среди скал, которые по его имени называются Скиронидскими, и заставлял прохожих мыть ему ноги; когда же они приступали к мытью, он сталкивал их в пропасть на съедение огромной черепахе".  Тесей отказался мыть Скирону ноги, поднял его и  сбросил в море. Однако мегарцы помнили Скирона как честного и щедрого царского сына из Мегары и проводили в его честь Истмийские игры под предводительством Посейдона. Sciron означает "солнечный зонт", а поскольку в Аттике не было отмечено культа черепахи, Р. Грейвс полагает, что история о Скироне основана "на ряде сакральных изображений сбрасывания царя-жреца как фармака с Белой скалы". Сам Скирон и был тем фармаком*, которого во время Скирофории, отмечаемой в последний месяц года в день летнего солнцестояния, сбрасывали в море с зонтом для того, чтобы замедлить падение. Плавающий на волнах зонт и был той "черепахой", которая поджидала свою жертву. (*Фармак - человек, символически приносимый в жертву).

 

Одним из популярнейших богов Древней Греции был Гермес - связник между мирами. Именно он сделал первую семиструнную лиру из случайно найденного им черепахового панциря, почему черепаха и считалась его священным животным. Это  была волшебная лира, которая могла повторять основные гармонии сфер. Амфион, получив лиру от Гермеса,  с ее помощью возвел стены Фив. Аполлон уговорил Гермеса отдать ему эту лиру в обмен на коров. Гермес же вручил ему в придачу еще и свирель, за что получил от Аполлона "золотой жезл и был им научен искусству гадания". Сам же Аполлон превратился в черепаху, чтобы вступить в брак с Дриопой. Однако в аркадской версии мифа Дриопа – возлюбленная Гермеса. Гермес же превратил в черепаху нимфу Эгелону за шутки над союзом Юпитера с Юноной.

Наконец, черепаха выступает вместе с Афродитой в ее ипостаси Урании: статуя в Олимпии изображает Афродиту Уранию  опирающейся одной ногой на черепаху. Плутарх объясняет такое соседство тем, "что девы нуждаются в защите, а замужним женщинам пристали домоседство и молчаливость".

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства;
  2. Аполлодор Э,  I,2: III 10, 2;
  3. Р. Грейвс Мифы Древней Греции:
  4. Hom Hymn. III 413-502;
  5. Павс. кн.VI, гл. 25, 2;
  6. Плутарх. Исида и Осирис