МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Черепаха: народов Месопотамии мифология

Шумерский барельеф черепахи. Музей ЛуврВ шумерском мифе описывается как храм Апсу был затоплен во время половодья, и как Энки удалось  прекратить наводнение. Миф гласит, как Нинурта "окрашивает волну в темный и желтый  цвет, делая ее сердце мятежным и  обращая ее лик против целого света".  Энки узнает о происходящем, и, когда чудовищная волна половодья обрушивается на храм Апсу,  посылает к Нинурте своего советника. Нинурта, однако, не поддается на уговоры и отказывается выйти. "Тогда Энки прибег к хитрости. Он создал черепаху, поместил ее у входа в Апсу и, солгав, объявил Нинурте, что его пост передан черепахе. Нинурта вышел наружу, черепаха ловко зашла ему за спину, быстро вырыла яму и сбросила туда Нинурту".

 

Так в мифе получает  отражение "круговорот воды и весенних гроз в горах: сначала вода исчезает, испаряясь из Апсу, и принимает форму облаков (птица грома Имдугуд/Анзу), затем птица скрывается – дожди идут в горах; далее потоки воды, питаемые дождями, реками устремляются к Апсу в Эреду и к болотистым заводям: в мифе это представлено как возвращение Нинурты в Апсу с птицей грома и сотворение им темно-желтых вод паводка. Наконец, убывание паводка и понижение уровня воды в летнее время соответствует ввержению Нинурты в пропасть".  

"Смысл названия созвездия Рака на глиняных табличках "мул-Апин" не поддается расшифровке, но немецкий ассиролог Питер Дженсен пришел к выводу, что вавилоняне некогда отождествляли Рака с черепахой. В Египте птолемейского периода он изображался в виде жука-скарабея." Из панциря черепахи вавилоняне изготовляли  лекарство.

Использованные материалы:

  1. В.Е.Емельянов. Древний Шумер. Очерки культур;
  2. Эдвин К. Крапп. Астрономия;
  3. Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. история месопотамской религии

Реклама

Книги