У народов Юго-Восточной Азии черепаха  была символом земли, моря, долголетия и прочности. Божество моря Тхэн Биен представлялось в виде гигантской черепахи, покоящейся на дне моря. Морские приливы и отливы объяснялись ритмом его дыхания:  вдох - отлив, выдох - прилив. Если черепаха начинала ворочаться, на море поднимались волны и начиналась буря. 

У вьетов черепаха входила в число четырех сверхъестественных животных: феникс, дракон, черепаха и единорог (или лошадь-дракон). В первых числах нового года вьеты справляли Праздник весны. Впереди торжественной процессии шли знаменосцы с пятью белыми флагами, символизировавшими пять элементов, и четырьмя разноцветными, символизировавшими стороны света. "Вслед за четырьмя флагами "сторон света" несли еще четыре. На первом был изображен дракон - символ императорской власти, а также символ водной стихии, на втором лев (символ силы, символ земных сил), на третьем - черепаха (символ мудрости) и на четвертом - мифическая птица-феникс (символ бессмертия)".

Почти у всех народов группы тхай есть люди рода хун, которые называют себя так в память о черепахе - хун. Запрет на использование в пищу мяса черепахи у тхайских народов Вьетнама объясняется не только тем, что Мать-Черепаха научила людей строить дома с крышей в форме выпуклого панциря, но и была постоянной защитницей людей перед божествами и духами. По легенде, однажды правитель неба Тхиен-хоанг решил проверить как любят его животные и люди и притворился мертвым. Все животные при виде "мертвого" грозного бога, радовались, говоря, что обрели свободу. Только черепаха, которой помог Человек, подняв ее, чтобы она смогла посмотреть на умершего повелителя, поняла, что тот притворяется и шепнула об этом Человеку. Тогда Человек сказал, что без повелителя жить будет очень плохо. "Оживший" бог наказал животных, лишив их речи, и превознес человека, который не только сохранил речь, но и научился использовать в пищу мясо  животных. А черепаху с тех пор он стал считать своей родственницей и не стал ни убивать ее, ни есть ее мяса.  Люди вешают панцирь черепахи на главном столбе около очага, где готовят пищу, чтобы душа черепахи вдыхала запах риса, "как будто она сама вкушает рис". 

У всех мео (мяо) принято вешать у входа в дом панцирь черепахи для защиты людей, домашнего скота и птицы. Строго соблюдается запрет на употребление в пищу мяса черепахи.

Согласно архаичным представлениям  мыонгов жилище являлось  уменьшенной копией вселенной, поэтому дом мыонгов на сваях "копировал форму черепахи; четыре столба - лапы, крыша - панцирь животного".  По мифу мыонгов сама черепаха научила  людей строить такие свайные дома. Поскольку существовавшие представления связывали черепаху с такими качествами, как долголетие и прочность, каменные стелы с надписями устанавливались на спинах каменных черепах. Связана была черепаха и с магией - по знакам на панцире делались предсказания судьбы.

В мифологических представлениях вьетнамцев черепаха Ким куи («золотая черепаха») выступает могущественным духом-покровителем священного меча. Легенда гласит, что полководец Ле Лои в начале 15 в. изгнал из Вьетнама китайских завоевателей с помощью этого меча, возвратив его затем черепахе на озере в Ханое. С тех пор это озеро  носит название Хоанкием - озеро Возвращенного Меча, а в храме Нефритовой горы на этом озере  имеется изображение черепахи, уносящей священный меч. 

С проникновением во Вьетнам буддийских верований  появилось представление о Манджушри - устроителе космоса,  одним из характерных атрибутов которого  является меч в правой руке. Версию мифа о том, как Манджушри сотворил землю из своей собственной аватары - огромной космической Золотой Жабы или Черепахи - приводит Л. Я. Штернберг. Когда наступил момент для сотворения земли, Манджушри вышел из недр Черепахи, принял свой собственный облик, поднялся ввысь и пустил в нее стрелу. Убитое животное погрузилось на дно, образовав подножие земли.

Герой вьетнамского предания Ле Лой тоже пытался пронзить стрелой огромную черепаху, всплывшую на поверхность озера. "Можно предположить, что буддийская фигура Манджушри-устроителя наложилась на мифологического героя, творящего мир из водной стихии с помощью чудесного меча". В период возможного наводнения торжественная процессия во главе с королем приближалась к реке и правитель ударял по воде мечом. Это действие должно было обуздать водную стихию — предотвратить наводнение. Кроме того, оно было связано с церемонией, символизировавшей оплодотворение. В одном из мифов эта "золотая" черепаха изгнала злых духов, мешавших строительству крепости. Она же подарила государю свой коготь, из которого был выточен спусковой крючок для волшебного самострела.

У семангов группы батек, населяющих центральную часть полуострова Маллака,  создает землю рогатая черепаха-змея, которая  выплыла на поверхность посреди океана. Кусочек земли или экскременты небесного червя упали ей на спину с неба, а сама черепаха-змея или спустившаяся с неба птица перевозчик сбила морскую пену в комок. Вещество, добытое с неба и из моря, стало Землей на спине черепахи-змеи.

     Использованные материалы:

  1. В.В. Евсюков. Восточно-азиатский палеолитический миф о сотворении земли//История и культура народов Азии; 
  2. Мифы народов мира, т. I, II;
  3. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл;
  4. Г.Г. Стратанович. Народные верования населения Индокитая;
  5. Мифы и предания Вьетнама;
  6. Ю.Е. Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ.