МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Крокодил: индийская мифология

Индийский гавиалВ древней Индии (Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и Хараппа) гавиал считался  божеством весеннего разлива Инда, наряду с буйволом или быком.

В индийском зодиаке Козерогу соответствует изображение фантастического чудовища Макара, объединяющего в себе черты водного и сухопутного животных, иногда с растительным мотивом. В древнеиндийской мифологии Макара рисуется водным животным. Океан в индийском эпосе часто именуется "обиталищем макар", которые приводят его в волнение. По одному из мифов, мудрец Агастья выпил океан, в котором стояла гора Виндхья. Когда вода исчезла, обнажилось подножие горы, и к нему прилепились макара, которые просверлили в толще скалы многочисленные ходы. В этих ходах остались драгоценности; вдобавок, в них поселились змеи, охранявшие сокровища. Однако, несмотря на эти описания, макара изображается как существо, напоминающее либо крокодила с головой слона с поднятым хоботом и рыбьим хвостом, либо существа с  рыбьим телом и хвостом, но с рогатой головой и двумя ногами антилопы. Абу Рейхан Бируни замечает по поводу синкретического образа Макара: "А морское животное, называемое макара, также, согласно описаниям, не нуждается в том, чтобы его считали состоящим из двух частей". На печатях древних городов долины Инда изображены различные типы образа макары, что указывает на местные корни. Иногда изображение макары причудливо соединяется с растительными мотивами — челюсти и язык с закрученным придатком обнаруживают большое сходство с корневищем и цветком лотоса, что объясняет использование макар в качестве транспортного средства речными богинями - Нади-деватас.  В системе локапал макара становится ваханой богов-охранителей мира: Варуны, Сомы, Индры и Куберы.

 

Уже с III—II вв. до н. э. макары становятся постоянным мотивом скульптурных рельефов.      Общесимволическая роль Макара коренится в представлении о том, что это многосоставное мифическое животное  является символом  водного и земного  плодородия - основой жизни, и поэтому неудивительно, что стяг с его изображением является атрибутом бога любви Камы. Согласно легенде Кама жил некоторое время в чреве Макара. "Символика поглощения бога или героя морским чудовищем или рыбой имеет явный мистериальный и инициатический характер. Богиня Ганга изображается стоящей на Макара с сосудом, наполненным водой, и с лотосом в руках".

Использованные материалы:

  1. Фольклор и историческая этнография, 1983:
  2. Энциклопедия сверхъестественных существ;
  3. Мифы народов мира, т. II;
  4. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий.

Реклама

Книги