Статуэтка крокодила (каймана) индейцев майя VIII века. Из коллекции The Metropolitan Museum of ArtКайман (один из видов крокодилов), известный своей хищностью, в мифологических представлениях индейцев Месоамерики служил прообразом Земли. Она плавала подобно этому земноводному животному, частично погруженная в воды первобытного океана. Чешуйчатый гребень на спине каймана символизировал земные горы, а его открытая пасть -  пещерный вход в нижний мир и страну мертвых. Земля «поглощала» умерших подобно тому, как кайман поглощает свою добычу, а через гребни на своей спине, уподобляемые горам, кайман был причастен дождевой магии, потому что по представлениям индейцев грозовые облака образовывались в недрах гор. Пещера же представлялась не только входом в нижний мир, но и местом происхождения индейских племен.

Южнее Мехико, в долине Моралес, находится небольшое селение Чалькацинго, в окрестностях которого обнаружены утесы с высеченными на них барельефами. Часто встречаемый S-образный символ является стилизованным изображением каймана.  На одном из барельефов высечена фигура в замысловатом головном уборе, сидящая внутри S-образной рамки. В верхней части вытесаны стилизованные облака, проливающие дождь. Фигура, условно названная «вождем», раздает свитки ветров и облаков из подземной пещеры. В ее руках символ, похожий на вытянутую букву S. Такой же символ можно видеть на его троне. По всем признакам – это шаман или жрец, связанный с дождевой магией. Его антропоморфный образ заменил образ каймана, сохранив символы, указывающие на  это земноводное.

На другом барельефе видно изображение месоамериканской «богини с косами» - владычицы вселенной, сидящей на троне в пещере с двухголовым ящером в руках. Неподалеку от барельефа с «вождем» изображено стилизованное изображение самого каймана, над вытянутыми челюстями которого находится кучевое облако, из которого падают дождевые капли.

Хотя кайманы являются тропическими животными и в засушливой долине Моралеса не встречаются, их изображения часто можно видеть в ольмекской иконографии, потому что  сезонное поведение этого земноводного связывало  его  с  дождями: «Кайманы  издают громкий рев во время брачного сезона, совпадающего с началом сезона дождей на побережье Мексиканского залива. В первые дни, пока собираются грозовые облака, с небес регулярно гремит гром. Кайман отвечает ревом, не разжимая челюстей; звук гулко резонирует в его глотке, а голова и хвост запрокидываются вверх. Тело каймана содрогается в конвульсиях, а вода, которую он расплескивает, падает обратно, словно дождь. Из-за своего сезонного поведения кайман считался проводником живительного дождя».

В пантеоне майя одним из главных богов был Ицамна, владыка съедобных улиток и водных растений, представлявшийся в доомелькскую эпоху в виде каймана – спутника и ипостаси «богини с косами». Имя Ицамны букв. означает «дом игуаны», т. е. указывает на нижний мир, как на жилище крокодила-ящера. Впоследствии  это божество приобретает космический характер: его  голова образует землю, а туловище – небесный свод. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами.

В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств, его иконографический облик либо небесный дракон (рептилия+птица+ягуар) либо антропоморфный – старик. В дальнейшем его культ увязывается с хтоническими аспектами – подземным огнем, вулканами, растительностью, а также с водными божествами дождя и росы. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи: И.-Каб - олицетворение земли, И.-Кавиль – урожая, И.-Кинич-Ахав – солнца, И.-Туль – плохих дождей, портящих посевы, И.-Кабуль – творец, создатель мира. Он становится творцом мира, изобретателем письменности, основателем жречества. Его супругой считалась богиня луны Иш-чель.

Небесным воплощением крокодила майя представляли Млечные путь, в нижнем мире крокодил нес на своей спине землю, и его атрибутом была водяная лилия. Э.Джилберт и М. Коттерел в своей книге «Тайны майя» приводят слова автора книги «Школа гремучей змеи» дона Хосе Диаса Болио  о древней религии майя – самнаизме, названной по имени Замна (Ицамна). Дон Хосе считал, что «Самна, главный бог и герой майя... послужил прототипом Кецалькоатля, божества тольтеков».

 Известны изображения лица Ицамны как престарелого бога. В одном скульптурном портрете он изображен «с раскрытым ртом, словно он произносит речь перед учениками". Связь Ицамны с зооморфным образом исчезла, сохранившись только у   владыки нижнего мира, бога смерти Ах-Пуча, головной убор которого имел форму головы каймана. Фантастические антропоморфные персонажи с головами кайманов, крабов с клешнями и морских чудовищ изображены на северной стене одной из комнат Бонампака – заброшенного города майя, расположенного недалеко от Паленке. К этому, скрытому джунглями святилищу, индейцы лакандон продолжали совершать ежегодное паломничество, чтобы возжечь там благовонную смолу.

В космогоническом мифе астеков Тескатлипока и Кецалькоатльразделяют чудовище Сипактли (аллигатора или рыбу) на небо и землю.Другим олицетворением земли мужского пола был Тлальтекутли, имевший вид полужабы, полуаллигатора. По некоторым мифам Сипактли – жена Тлальтекутли. Астеки считали, что дорога до подземного мира была трудна и опасна: умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом избежать нападения змеи и гигантского крокодила. Первый из двадцати знаков дня ацтеков имел название от крокодилоподобного пресмыкающегося существа  сипактли, являвшегося символом первобытной земли. Считалось, что этот знак предвещал плодовитость и богатство, приносил с собой благословение на детей, счастье и силу.

Использованные материалы:

  1. Эдвин Крапп. Боги с небес;
  2. Мифы народов мира т.I, т. II;
  3. Э.Джилберт, М.Коттерелл. Тайны майя;
  4. Морис Котрелл. Сверхбоги. Они спасли человечество...