Мифологический образ лягушки  у народов Северной Америки связан с идеей рожающей женщины-создательницы.Лягушка, как Великая мать-прародительница, почиталась у тлинкитов и квакиутлей. Ее образ у квакиутлей кроме того связан с представлениями о богатстве, которое ассоциировалось с медными щитами, благополучием и здоровьем.

В петроглифах известны три вида изображений лягушки: антропоморфные, распластанные и в виде скелета.  Они свидетельствуют о «семантической связи с культом предков, и в частности женских предков-прародительниц». Образ лягушки-прародительницы, по гипотезе В.Н. Чернецова перенесенный мигрировавшими племенами из Сибири на Американский континент, в представлениях индейцев северо-западного побережья «стал маркером нижнего уровня мироздания», хотя и сохранил следы образа богини Вселенной, один глаз которой луна, другой – солнце.

 

У люисенье Олелбис, лунарное божество, погибает от козней Лягушки, которая вместе с Койотом, ворующим сердце Олелбиса,  составляет вторую пару демиургов, антагонистов первой.

У каюлла образ первопредка и демиурга Мката тоже ассоциировался с Луной. Согласно легенде за нарушение табу он был уничтожен колдовством Голубой лягушки.

Индейцы племени хупа объясняют красный цвет Луны перед затмением тем, что светило начинают пожирать живущие в его доме львы и гремучие змеи. Одна из жен Луны – Лягушка встает рядом с ним и отгоняет животных.

В мифе ирокезов и гуронов Иоскеха (символ весны), создатель солнца и людей, убив огромную лягушку, поглощавшую земную воду, наполнил этой водой реки.

Оджибвеи считали, что убийство лягушки приносит дождь. Лягушек и черепах использовали в колдовстве, чтобы привести на землю так необходимые дожди.

Использованные материалы:

  1. Е. А. Окладникова Цикличность «поколений» в космогонии индейцев Калифорнии //Время и календарь в традиционной культуре;  
  2. Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания; Мифы народов мира, т. I;
  3. Норваль Моррисо Легенды моего народа – великих оджибвеев