У народности коми выдра считалась представителем Нижнего мира, ипостасью водного духа, поэтому в промысловом календаре коми выдре отводился период с начала ноября до середины декабря (5 ноября - 19 декабря), то есть период поздней осени, когда на севере самая длинная ночь.  За ним следовал период лисицы, продолжавшийся до середины января. Начало периода выдры означало переход преимущественно к пушной охоте. По поверьям коми, выдра олицетворяла потусторонние силы, связанные с водной стихией. Наряду со щукой она могла выступать в роли водяного духа. 

Аналогичные представления были распространены и у хантов, которые считали, что водяной демон Ине-Хон в виде выдры помогает в рыбной ловле и охоте, если принести ему жертву.  Охотники Ваха хранили кости, конечности и хвост выдры с целью обеспечения удачи в охоте. На Васюгане вообще существовал запрет на  добычу выдры, поскольку  там  "выдра считалась особенным зверем из-за умения ходить по земле, плавать под водой и даже, по поверьям, передвигаться под землей". 

У  самых различных народов Северной Европы было одинаковое отношение к выдре. Промысловый календарь древних коми, представления хантов, селькупов и алеутов "столь похоже трактуют образ этого зверя… что можно говорить о канонизации. А канонизация образа выдры-хозяйки подводного мира может служить несомненным свидетельством как общности, так и древности истоков представлений о ней в промысловых культурах народов Северной Евразии. Исходя из этих представлений, можно реконструировать логическую цепочку, типичную для раннего синкретичного мировоззрения: выдра – вода – подводный – потусторонний мир – мрак – период поздней осени".

Использованные материалы: 

  1. 3. Н.Д. Конаков. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми//Мировоззрение финно-угорских народов