Селькупы считали выдру сильным духом – хозяином воды и подземного мира. Змея, ящерица и выдра изображались на колотушках бубна, потому что считались помощниками шамана на воде, суше и под землей. Сама колотушка для камлания при путешествии в подводный мир обклеивалась ее шкуркой.  Выдра считалась настолько сильным духом, что селькупский шаман только после 10-12 лет камлания мог иметь шапку с короной из рогов,  отороченную мехом выдры или лисицы.

У орочей мехом выдры оторачивали  подол женской шаманской юбки, на которую приклеивали  изображения рыб, ящериц и змей.    

У эвенков выдра принадлежала к сонму основных шаманских духов–помощников. У эвенков куркагиров выдра считалась настолько сакральным животным, что  ее убийство не допускалось. 

Очень интересное отношение к выдре зафиксировано у ительменов: «Если кому-нибудь из ительменов удается убить выдру, они едят ее мясо, хотя это считается грехом. Однако выдру нельзя приносить домой или класть на нарты: ее следует тащить по земле. Если кто-нибудь и начнет рассказывать, что ему удалось убить выдру, все в большом страхе выбегают из жилья, захватывая с собою все имущество, точь-в-точь, как если бы был пожар, и словно опасаясь большого несчастья. Шкуру с выдры нужно содрать в лесу и высушить. Если ее принесут домой, то ее следует вымазать слюною и рыбьею икрою, и при этом хорошенько, причем шкуру никогда не надо просто вешать, а надо всегда предварительно сунуть ее в мешок». (4)

Использованные материалы:  

  1. С.В. Березницкий. Мифология и верования орочей;
  2. 3. Н.Д. Конаков. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми//Мировоззрение финно-угорских народов;
  3. А.Ф. Анисимов. Религия эвенков;
  4. Георг Вильгельм Стеллер. Описание земли Камчатки.