Согласно сохранившимся мифам Таммуз умер, сошел в Мир Mёртвых, был воскрешен, поднялся на землю, а затем вознесся на небо. В вавилонском астрономическом трактате «мул-Апин» созвездие Овна называется небесным воплощением бога Таммуза (Думузи).  Это было созвездие весеннего равноденствия, и восход его звезд  означал, что пришло время опыления цветков финиковых  пальм. По этой причине шумеры называли созвездие Овна «Лу-хуенга» - «Поденщик», «Наемный рабочий», "Доброволец".

Финиковая пальма  имеет как женский, так и мужской пол. Являясь двудомным растением, она требует активного опыления. Наиболее древним способом опыления было подвешивание початков с мужской особи на женскую. Эта обязанность и возлагалась на специально нанимаемых  для этой работы людей.

 

Бог, выступающий под именами Даму-Таммуза-Думузи, представлял собой воплощение нуминозной силы растительной и животной жизни. Под именем Думузи-Амаушумгальанна он  был связан с финиковой пальмой, производя новый урожай. Имя «Амаушумгальанна», по мнению Т. Якобсена означает «единый великий источник финиковых гроздей» и относится к громадной почке, набухающей ежегодно. Его супруга Инанна, иногда называемая «повелительницей финиковых гроздей»,  воплощала дух хранилища, которое она открывала во время осеннего урожая. «Хранилищем служила ее утроба, и Думузи заботился о том, чтобы она была наполнена до краев».

В культовом тексте, происходящем из Урука, в начале текста рассказчик сообщает, что сборщик фиников должен ради Инанны взобраться на пальму, и выражает надежду, что он принесет для нее оттуда свежие финики. Сборщик приносит эти финики и присоединяет их к «таящей драгоценности груде», из которой он берет лазурит, бусы, золотую тесьму и пр. украшения для Инанны. Гроздья фиников в ритуальном восприятии превращаются в  традиционные женские украшения и драгоценностями. Груда, из которой они взяты, начинает соотноситься с некоей сокровищницей. Таким образом, Думузи-Амаушумгальанна  выступает как персонификация нуминозной силы, стоящей за цветением и плодоношением финиковой пальмы, силы, скрытой в урожае фиников.

Это была наиболее светлая из всех его  форм, потому что в культе праздновался только священный брак бога, но не его утрата. В форме «Думузи Зерна», он рассматривался как нуминозная сила ячменя, и в особенности сваренного из него пива. В этом земледельческом культе он умирал как зерно, и воскресал как пиво,  деля год со своей сестрой Гештианной («Виноградная лоза»).

Но Думузи был олицетворением нуминозной силы не только ячменя, но и пшеничного зерна. Его супруга Инанна выступала в этом случае как олицетворение божества амбара, обещая, например  Гильгамешу, собрать в амбаре столько зерна, что его хватит на семь лет. Двери гипара в храме Эанна, где богиня дожидалась своего супруга Думузи, названы «дверями амбара».

Брак Инанны ощущался как «имитирующий и в то же время стимулирующий процессы природного размножения и создания плодородия». В древнем культовом тексте Инанна произносит такие слова: «...мое лоно / Для меня высоко поднятый холм, - Мне, деве, кто его вспашет? Мое лоно – брошенное поле, / Мне, царице, кто на нем (пахотного) вола поставит?». Ей  отвечают: « Великая госпожа, царь тебе его распашет, / Думузи, царь, тебе его распашет!». Тогда Инанна обращается к своему избраннику: «Распаши же ты мое лоно, мой сердечный!».

Использованные материалы:

  1. Т. Якобсон. Сокровища тьмы. История месопотамской религии:   
  2. И.М. Дьяконов. Люди города Ура.