МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Божества растительности: Месопотамия. Думузи. Часть 2

Счастливой в браке с Думузи Инанне почему-то приходит мысль заявить о своей власти и в подземном мире. Надев на себя лучшие украшения, нарядившись в пышные одежды и собрав вокруг себя тайные силы, Инанна отправляется в опасное путешествие в подземный мир, оставив своей служанке инструкции на случай неблагоприятного исхода предприятия.

В ответ на ее требование открыть ворота подземного царства, удивленный привратник  Нети  говорит богине: «Если ты – Инанна, устремленная к восходу солнца, / зачем (тогда) ты явилась в страну, откуда нет возврата?». Однако, уступая ее настойчивости, привратник впускает богиню в Страну без возврата. Теперь пришел черед самой Инанне понять, что из подземного мира никто не может вернуться.

 

У каждых и семи ворот, ведущих в подземный мир,  ей приходится оставить одно из своих украшений и одну из частей своего облачения. Привратник Нети объясняет Инанне, что «так подобает по законам подземного царства... скрюченный и нагой, человек приходит ко мне». В конце концов Инанна вступает во владения царицы подземного царства Эрешкигаль обнаженной, но не смирившейся и, столкнув Эрешкигаль с трона, сама занимает ее место.

Семь судей подземного царства приговаривают дерзкую богиню к смерти, и она повисает  половиной мясной туши, позеленевшей и покрытой пятнами, на крюке в подземном мире. Никто из богов не может вызволить ее оттуда, но природа начинает тем временем чахнуть, и если бы не вмешательство бога Энки, с уходом Инанны плодородие могло бы иссякнуть на земле.

Два посланника бога Энки после долгих уговоров получают доступ к безжизненному телу богини: «Один бросил на нее траву жизни, другой обрызгал водой жизни». Но ожившая богиня не может уйти, не оставив вместо себя замены. В окружении толпы подземных демонов, безжалостных и безразличных к дарам, Инанна отправляется на поиски своего заместителя. Ее выбор падает на своего юного супруга Думузи, который в отличие от других не предавался скорби по исчезнувшей богине, а продолжал наслаждаться жизнью.

 Конец этого повествования такой же, как и в других текстах: сестра Гештианна после долгих поисков находит своего брата в подземном мире. Тогда Инанна, сжалившись над Думузи, назначает брату с сестрой такую судьбу: «Ты – полгода, твоя сестра – полгода; / пока ты будешь ходить (живым), / она будет лежать недвижно, / пока твоя сестра будет ходить (живой), / ты будешь лежать недвижно».

Использованные материалы:

  1. Т. Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии.

Реклама

Книги