Аттис был божеством фригийского происхождения, и с его культом были связаны оргиастические обряды. История происхождения этого культа и трагической судьбы Аттиса излагается в двух версиях мифа. Согласно одному варианту, излагаемому Павсанием, Зевс, заснув, уронил  семя на землю, из которого со временем родилось двуполое божество Агдистис.

«Испугавшись этой Агдистис, боги отрезали у нее мужские половые органы; из них выросло миндальное дерево, и когда на нем созрели плоды, то, говорят, дочь реки Сангария сорвала этот плод и положила себе в платье на грудь, плод этот тотчас же исчез, а девушка стала беременной. Когда она родила и родившийся мальчик был выкинут, то коза стала о нем заботиться. Когда мальчик стал подрастать, он стал сверхчеловеческой красоты, и Агдистис влюбилась в него. Когда же он вырос и стал юношей, родственники послали его в Пессинунт, чтобы он женился на царской дочери. Уже пелась брачная песня, как вдруг предстала Агдистис, и Аттис, приведенный в безумие, отсек себе половые органы, и так же изувечил себя и отец его невесты. Раскаяние охватило Агдистис в том, что она сделала с Аттисом, и у Зевса она вымолила разрешение, чтобы Аттис телом никогда не увядал и не подвергался разложению". Из капель пролитой крови Аттиса  вырастают весенние цветы и деревья.

 

Дж. Фрэзер приводит второй вариант, известный у поэта Гермесианакта, в котором сказано, что Аттис, сын некоего фригийца Калая, с рождения был неспособен к деторождению. Повзрослев, он переселился в Лидию и учредил у лидийцев оргии (священные празднества) в честь Матери (богов). Уважение и почет, оказываемые  Аттису, вызвали у Зевса гнев, и он наслал на поля фригийцев свирепого кабана, умертвившего многих лидийцев и, в том числе, и Аттиса. Именно этим обстоятельством, якобы и объясняется обычай не употреблять в пищу свинины. И в культе Адониса существовал аналогичный запрет, поскольку и этого юного бога, сразил своими клыками дикий кабан.

Иногда плод миндаля заменяется гранатом, но, вероятно, именно с миндальным плодом связано имя божества - Аттис, которое означает «отец», потому что, по словам Фрэзера, миндаль, от которого зачала дочь реки, «во фригийской космологии выступает в качестве отца всего сущего; это, вероятно, связано с тем, что его нежно-сиреневого оттенка цветы как первые гонцы весны появляются на голых ветвях до того, как распускаются листья». Отец же, как и каждый предок, был связан с подземным миром и лунным культом. Поэтому греки считали Аттиса хранителем могилы. Его эмблемой был полумесяц, а в жертву ему приносили козлов.

В Греции и Риме существовал культ фригийского бога Луны Мена (греч. "месяц"), почитавшегося в Анатолии. Он имел две ипостаси – Небесную и Подземную. В Греции и Риме Мен почитался как бог-целитель и покровитель могил. Он считался повелителем смерти, но почитался и как бог растительного плодородия. Мен изображался безбородым юношей с серпом луны за плечами и хлебом на голове, восседающим на петухе, быке, льве или коне. В Риме  его культ  слился с культом Аттиса, который благодаря этому приобрел эпитет Менотиран. 

Для  фригийцев Аттис был тем же, чем Адонис был для сирийцев. Праздник в его честь справлялся весной и, судя по тому, что сперва оплакивали его смерть, а потом радовались его воскресению, он был богом растительности подобно Адонису. Местный вариант истории об Аттисе описывал его  прекрасным юным пастухом, возлюбленным Кибелы, Матери Богов,  азиатской богини плодородия.

В Пессинунте, центре культа Кибелы была распространена версия его смерти от членовредительства, а не от клыков кабана: Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови. Предание гласит, что в сосну после своей смерти превратился сам Аттис. Это отождествление с сосной наводит на мысль о том, что Аттис первоначально был духом дерева, и олицетворение этого бога в образе сосны, которая во многих мифологических традициях соотносилась с бессмертием, должно было подчеркивать идею вечно происходящего обновления растительности. К тому же фригийцы приносили в дар Аттису вечнозеленый плющ, а тела самих оскопленных жрецов были украшены вытатуированным узором листьев плюща, покрывавшим их подобно одежде. 

Использованные материалы:

  1. Павс., кн.VII, 17, 9-12);
  2. Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь:
  3. Х. Э. Керлот. Словарь символов;
  4. А. Голан Миф и символ.