Одним из проявлений древнеегипетского бога  Осириса была власть над растительностью и плодородием. Сложность образа этого бога отражена в строчках гимна, где он называется и Луной, и Нилом, и царем преисподней, и со всеми его ипостасями связан культ умирающего и воскресающего божества.

По Гелиопольской легенде Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Царствуя над Египтом, он научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Однако своими корнями миф об Осирисе «глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии... характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы».

Образ Осириса насыщен растительными чертами: его цвет кожи  - зеленый, корона, которую он носит, сделана из стеблей папируса, так же как и его священная ладья, его фетиш «джед» состоит из вставленных одна в другую связок тростника. Осирис всегда изображается с тем или иным растением: или лотос растет в  пруду перед его престолом,  или деревья растут вокруг престола, или его обвивает виноградная лоза; иногда  самого Осириса обвивают виноградные лозы; гробница Осириса всегда изображается либо с растущим рядом с ней деревом, либо с деревом, проросшим через гробницу, «обвив ее своими ветвями и корнями», либо из самой гробницы растут четыре дерева.  Тексты пирамид прямо называют Осириса «владыкой виноградной лозы».

 

Тремя священными деревьями Гелиополя были  дерево «ишед»,  акация и ива. Из них акация – дерево «шенедж» - связывалась с культом мертвых и, согласно легенде,  это дерево росло  у гробницы Осириса. Однако с осирическим культом наиболее тесно была связана сикомора.  Во время ритуального праздника пахоты и сева изображение Осириса возлагалось на ветви сикоморы, «уподобляя пребыванию его во чреве матери. Осирис на сикоморе ассоциировался с зернами, скрытыми в земле, а сикомора принимала на себя функции богини-матери.  ...В позднее время этот ритуал – празднество в честь священной ветви – нашел отражение в церемонии, совершавшейся в гробнице Осириса - Абатоне, где сикомора представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». (Абатон - одна из могил Осириса на о. Бигэ).

Связь осирического культа с деревьями подчеркивается и деталями мифа об Осирисе: сундук, в который коварный Сет заточил Осириса, течением воды был вынесен к берегу Библа, и застрял под кустом вереска. Ветки целиком закрыли гроб, куст стал быстро расти и вскоре превратился в высокое могучее дерево, ствол которого окружил и скрыл в себе саркофаг. Царю Библа понравился прямой и гладкий ствол, и он приказал срубить дерево и сделать из ствола колонну, чтобы она поддерживала крышу его дворца. 

С представлением об Осирисе как о духе дерева согласуется и то, что его последователям запрещалось наносить вред плодовым деревьям. 

Культ этого бога вечно возрождающейся растительности не ограничивался связью с цветами лотоса, виноградной лозой и деревьями: в Книге мертвых покойный, уподобляющийся после своей смерти Осирису, говорит: «Я – Осирис... Я живу как зерно, я расту как зерно... Я – ячмень». В мифе «Спор Гора с Сетом» в письме Ра Осирис говорит о себе: «Это я делаю вас сильными, это я сотворил ячмень и полбу, чтобы питать богов, равно как и скот после богов». Когда разлив Нила заканчивался, и вода покидала поля, египтяне проводили торжественный траурный ритуал – предание семян земле. А когда наступала пора жатвы «египетские жнецы, следуя древнему обычаю, бьют себя в грудь и громко причитают над первым срезанным снопом, обращаясь с мольбой к Исиде. Моление это принимает форму траурного песнопения... Эти скорбные мелодии были предназначены, видимо, для оплакивания бога зерна, находящего смерть под серпами жнецов. Умерщвляемым божеством египтян был Осирис».

Использованные материалы:

  1. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
  2. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта:
  3. Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь.