Корни культа Диониса, бога растительности, виноградарства и виноделия,  уходят в глубокую древность. Первоначально, он был, вероятно,  духом весеннего обновления  деревьев и растительности на что указывают сохранившиеся эпитеты этого бога: Dentrites – «юноша-дерево», Антий (Цветущий), Дасиллий  (Густолиственный).

Существует несколько  объяснений происхождения имени Диониса. Так, по мнению М. Гимбутас это имя неиндоевропейского происхождения, однако другие ученые не подвергают сомнению  индоевропейское происхождение, по которому его «первоначальной формой было Diwos-sunos, т. е. "сын Дия", из которого затем возникло промежуточное Diwonus (s) os, засвидетельствованное уже в микенском диалекте". Во всяком случае имя Диониса в доклассическое время встречается в форме "ди-во-но-со-йо" уже на глиняных дощечках критомикенского "линейного письма Б".

 

Дионис выступает  сыном Зевса и Семелы,  дочери Кадма, сына финикийского царя Агенора. Проведя долгое время в поисках своей похищенной сестры Европы, Кадм в конце концов добирается до Беотии, где и поселяется, создав легендарный город Фивы. Миф повествует о коварном совете Геры, принявшей образ кормилицы, данном  Семеле: потребовать у  влюбленного Зевса явиться к ней в своим истинном обличье. Зевс, связанный клятвой, не смог отказать возлюбленной и предстал перед ней в сверкании молний, огонь которых испепелил смертную возлюбленную. Однако Зевс  успел выхватить ребенка из пламени и зашить его в собственное бедро, в котором  и доносил своего отпрыска до положенного срока.

По этой причине Диониса называют "дважды рожденным". Родившегося младенца Зевс передал Гермесу, который отнес его на  воспитание к Ино, сестре погибшей Семелы. Во Фригии существовал культ  Семелы, где ее почитали как богиню земли, и все дочери Кадма были связаны с культом Диониса. Однако, поскольку  Гера обратила теперь свой гнев на сына Семелы, Гермес по просьбе Зевса на время превратил Диониса в козленка и отнес на гору Нису, где и поручил его заботам  обитавших на ней нимф: Макриде, Нисе, Эрато, Бромии и Вакхе. Геродот помещает  гору Нису «в Эфиопии выше Египта» (Герод. II 146), тогда как Овидий считает Нису горой в Индии. Нонн называет кормилиц Диониса дочерьми Ламоса, реки в Киликии, а Гигин сообщает, что это Меркурий (Гермес) выхватил из огня ребенка и передал его на воспитание царю Нису, почему греки и назвали его Дио-нисом. Ферекид же сообщает, что Nysa означает «дерево», что позволяет  предположить наиболее тесную связь Диониса с деревьями, на какой бы горе они не росли.

«Одним из прозвищ, которое дали богу беотийцы, было  Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде простого вертикального столба без рук, одетого плащом, с бородатой маской вместо головы и с лиственными побегами, пробивающимися из головы или из тела, - признаками лесного бога». Дионис был признан всеми садоводами как покровитель культурных растений. К нему обращались с молитвами об ускорении роста деревьев, а в садах воздвигали его статуи в виде пней. Даром Диониса считались яблоки и инжир.

Ему были посвящены плющ, виноградная лоза, смоковница  и сосна. «Дельфийский оракул заповедал жителям Коринфа поклоняться некой сосне «наравне с богом», и они сделали из нее две статуи с красными лицами и позолоченными телами.  Бога и его последователей обычно изображали с посохом, украшенным наконечником из сосновых шишек. Считалось, что из крови Диониса выросло гранатовое дерево, «так же как анемоны – из крови Адониса и фиалки из крови Аттиса».

Использованные материалы:

  1. Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь;
  2. Гигин. Мифы;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.

 

Продолжение следует