Плутарх  пишет об отождествлении Диониса с Осирисом, приводя египетское предание  о войне Апописа с Зевсом, во время которой Осирис, вставший на сторону последнего и вместе с ним одержавший победу, был усыновлен Зевсом, давшим  ему имя  Дионис.   Время и обстоятельства рождения Осириса остаются неизвестными. Между тем, благодаря Плутарху, нам известно, что  сын Осириса, Гор, зачатый Исидой от мертвого супруга, родился раньше срока. Плутарх сообщает, что Исида  родила «недоношенного и недоразвитого»  Гора «к зимнему солнцевороту... среди ранних цветов и побегов». Шестимесячным родился и Дионис у Семелы.

Сходство между Дионисом и Осирисом проистекает и из такой детали их культа, как количество кусков, на которые были расчленены боги. Сет сперва топит сундук с телом заживо погребенного в нем Осириса, а, когда Исида  находит и возвращает в Египет тело, он  разрывает его на  14 кусков. Именно 14 частей тела Диониса фигурируют в обряде, проводившемся на празднике цветов - антестериях, празднике весны, молодого вина и поминовения умерших.

 

Ранней весной (февраль–март) в Афинах, во время празднования антестерий,  «верховная жрица Афин — «царица» (басилина) и четырнадцать младших жриц — «стариц» (герэр) входили в святая святых храма, где в четырнадцати корзинах хранилось четырнадцать (по одному в каждой) членов растерзанного бога...». Жрицы, с корзинами, в которых лежали части тела Диониса, подходили к 14-ти жертвенникам, умащали каждую часть благовониями, окуривали фимиамом и приносили на каждом жертвеннике жертву. «Потом все части тела Диониса отдавали верховной жрице, которая соединяла их воедино. Это еще «бездыханное» тело она уносила в сокровеннейшую часть храма, где и «воскрешала» убиенного бога, который после «воскресения» являл себя на торжественном шествии, направлявшимся в Буколион, «стойло жертвенного быка», где «царица» проводила с воскресшим Дионисом ночь, чтобы зачать от него в мистическом соитии».

К магическим действиям прибегла и Исида, чтобы зачать в мистическом соитии с мертвым Осирисом: обернувшись соколицей,  богиня  создавала ветер взмахами крыльев, порхая над трупом Осириса. Этот темный и малопонятный фрагмент, связанный с рождением Гора от мертвого Осириса, описывается  в "Гимне Осирису" следующим образом: "Защитила его сестра его… Не остановилась она, не найдя его,  Сделавшая тень перьями своими.  Сотворившая ветер крыльями своими. Ликуя, извлекла она брата своего на землю Поднявшая усталость утомленного,  Принявшая семя его.  Сотворившая наследника…". Как Дионис чудесным образом воскресает для того, чтобы «царица» могла зачать от него, так же и мертвый Осирис магическими усилиями Исиды «оживает» с такой же целью.

Сходство наблюдается и в наличии могил как для Осириса, так и для Диониса, хотя оба они и признавались богами.  Известно, что части тела Осириса были похоронены Исидой в разных местах  Египта, и все погребения были почитаемы египтянами. Так же и греки считали, что останки Диониса покоятся позади прорицалища в Дельфах, и дельфийские жрецы «приносят тайную жертву в святилище Аполлона, когда вдохновенные жрицы пробуждают Ликнита».  В Дельфах Диониса изображали в виде младенца, лежащего в веяльной корзине – ликноне - и пробуждаемого менадами. Эпитет Ликнит дан Дионису по названию этой корзины. 

Возможно, Диониса (Dio-Nysus) связывает  с Египтом и его имя, которое могло происходить от названий святилищ, именовавшихся  Ниса, Нисса, Нисия. Эти святилища были  связаны с культом хромого бога. В этом случае имя бога, обычно переводимое как «бог света на горе Нис»,  может означать «хромой бог света». «Nysos – сиракузское слово, означающее «хромой», - указывает Р. Грейвс и добавляет, что оно может быть «коринфского происхождения, ибо Сиракузы были колонией Коринфа».  И далее: «В Малой Азии есть три Ниссы, во Фракии – три Нисии, возле Мозула – одна Низа и еще Нисия в Аравии, где, согласно Диодору, родилась богиня Исида. Это заставляет предположить, что Ниса – титул Исиды, а Дионис – титул фрако-ливийского Харпократа, ее хромого сына», уродство которого отмечается и Плутархом.  Р. Грейвс предполагает, что вследствие произошедшей путаницы коринфские греки восприняли имя «Нис», как «хромой», хотя на самом деле оно было именем, производным «от имени его матери».

Котурны, входившие  вместе с оленьей шкурой в дионисийское облачение, наводят на мысль о хромоте самого Диониса. О том же намекает призыв элейских женщин к богу придти к ним «бычьей стопой». Фракийский Дионис пришел с Крита, и на родине он не был хромым так же как и «Велкан – критский петух-демон, который стал Вулканом, когда ему начали поклоняться в Италии... Однако в Италии, говорят, Вулкан стал хромым и передвигался с помощью золотых башмаков на высоких каблуках, потому что его отождествили с Гефестом, пеласгийским богом с Лемноса».

С Гефестом, который по  греческому мифу упал с высоты, связана традиция получения священной хромоты, ведущая свое происхождение из ритуала коронационной церемонии в древнем мире. Грейвс пишет: «Первоначально царь умирал жестокой смертью, едва он соединялся с царицей, как умирает трутень, сделав свое дело. Позже кастрация и хромота заменили смерть, а еще позже обрезание заменило кастрацию, а ношение котурн – хромоту». В подтверждение существовавшей традиции священной хромоты трагические актеры на греческой сцене носили котурны Диониса, имитируя нетвердую, как бы вихляющую походку священных царей.   

Использованные материалы:

  1. Е.А. Торчинов. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. Глава 2. Мистерия смерти и воскресения: страдающие боги Древнего Востока и античного мира;
  2. М.Э. Матье. Древнеегипетские мифы;
  3. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии  и идеологии Древнего Египта;
  4. Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 35, 36, 65, 68;
  5. Р. Грейвс. Белая богиня.