МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Божества растительности: Греция. Дионис. Часть 5

Культ Диониса-Осириса существовал и в Карфагене, причем там Дионис представлялся сыном Коры (Персефоны), дочери Деметры, следовательно, пунийцами был принят орфический вариант религии. Укреплению культа Диониса-Осириса способствовали тесные контакты Карфагена с  эллинистическим Египтом. Такое отождествление подтверждается и найденной мальтийской надписью II в. до н. э., в которой  греческое имя Дионисий воспроизводится по-финикийски как Абдосир («Раб Осириса»),

В Ливане, государстве, образованном на бывшей территории древней Финикии, один  из главных храмов Баальбека носит имя Бахуса, римского эквивалента Диониса. "У входа находится статуя Бахуса с кедровой ветвью в правой руке. На фронтоне изображен орел, а фасад здания украшен гроздьями винограда, колосьями пшеницы и головками опиума, что означало стремление «есть, пить и вселиться»".

 

Р. Грейвс пишет, что «Загрей-Дионис был также известен и в Южной Палестине». На месте древнего города-государства Угарита в Сирии находится холм Рас-Шамра. При его раскопках были обнаружены таблички, в которых содержались рассказы о судьбе Астара, временно оказавшегося на троне, пока его обладатель Баал был вынужден находиться в подземном царстве. О том, что Астар был еще ребенком, говорит такая деталь: сидя на троне, он не доставал ногами до его подножия. Вернувшийся Баал убивает его палицей.

Р. Грейвс связывает  библейский запрет «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23, 19; 24, 26; Втор. 14, 21), с запрещением инициационных церемоний в честь Астара. Эпитет Астара в Угарите – «ужасный», что, возможно, связано с ужасавшими людей обрядами растерзания если не младенца, то живого заместителя бога – козленка.  Ханаанейско-аморейский бог  Астар в западносемитской мифологии почитался вместе с Астартой как ее супруг. 

Иудейский бог Иегова – это Дионис-Сабазий, бог ячменя Фракии и Фригии. «Согласно «Справочнику христианской археологии» Леклерка, захоронения на кладбище Протекстат в Риме подтверждают существование культа иудейского Сабазия".  Иегова считался главным покровителем ячменя и еврейская Пасха была праздником уборки ячменя. «Сабазия титаны разорвали на семь кусков. Семь – мистическое число Иеговы, и 42 – количество букв в увеличенном Имени и, согласно критской традиции, число кусков, на которые те же титаны разорвали бога-быка-Загрея».

Плутарх «отождествляет Иегову Праздника Кущей с Дионисом Либером или Лусием (освобождающий от вины), богом вина, предполагая, что слова «левит» произошло от Lusios...  Ритуалы, посвященные Иегове и Дионису, как пишет Плутарх, очень похожи: мистерии молодого вина и уборка ячменя, танцы с факелами до первых петухов, выпивка, приношение в жертву животных, религиозный экстаз».

На Празднике Кущей исполнялся обряд, носящий название Лулав, атрибутом которого служил  «букет», составленный из пальмовой ветви, особым образом перевязанной тремя миртовыми  и двумя вербными ветвями. Участник праздника должен был держать лулав в правой руке, а этрог, особый сорт лимона, - в левой. Тот факт, что «движения, совершаемые во время обряда строго регламентированы законом», свидетельствует о жестоко преследовавшихся обычаях беспорядочного совокупления в ханаанейских ритуалах в Иерусалиме во времена после изгнания, хотя они и  продолжали сохраняться у крестьян на Празднике Кущей.  

Р. Грейвс приводит даже «нумизматическое свидетельство тождества Иеговы и Диониса: серебряная монетка пятого века до нашей эры (имеющаяся в «Каталоге греческих монет в Палестине»), найденная возле Газы. На ней бородатое лицо Диониса, а на обратной стороне – бородатая фигура на крылатой колеснице и еврейские буквы – JHWH – Иегова».

Первое медное изображение Иеговы тоже происходит из Рас-Шамры и датируется примерно 16 до н. э. «Тогда он был Элат-Иаху, кенейским богом-кузнецом», однако имя Иаху «гораздо более ранее, чем шестнадцатый век до нашей эры, и очень распространенное. Оно известно в Египте шестой династии (середина третьего тысячелетия) как титул бога Сета... Оно также лежит и в основе греческого «Иакх», титула меняющего обличья Диониса Лусия в критских мистериях».

Использованные материалы:

  1. Ю. Циркин. Карфаген и его культура;
  2. Л.Л. Вольнов. У врат Востока. Очерки о Ливане;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции:
  4. Р. Грейвс. Белая Богиня.

Реклама

Книги