МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Божества растительности: Греция. Дионис. Часть 6

В Греции под именем Иакх была известна ипостась Диониса, как божества растительности, известного по Элевсинским мистериям. Название "bacchos" носили каравай и букет из ветвей, перевязанный лентами, фигурирующими в изображениях Элевсинских обрядов. Подобные им «букеты» из сосновых ветвей, перевитых плюющем, носили менады, а на Сардинии обрядовый новогодний хлеб баккидос выпекался в форме «стилизованной человеческой фигурки».

Культ виноградной лозы достиг Греции и Эгейского моря через Крит, и oinos («вино») – это критское слово. "Вино было изобретено не греками: похоже, что первоначально оно ввозилось в сосудах из Крита". Архаическая ипостась критского Загрея смешалась с ипостасью бога вина и виноделия, который совершил победоносное «завоевание» Эллады. Это он, захваченный тирренскими пиратами в образе юного отрока, проявил свою силу и власть на глазах морских разбойников: «Весел уключины плющ оплетает, крученым изгибом вьется, уже с парусов повисают тяжелые кисти. / Бог между тем, увенчав чело себе лозами в гроздьях / Сам потрясает копьем, виноградной увитой листвою. / Тигры – вокруг божества: мерещатся призраки рысей, / Дикие тут же легли с пятнистою шкурой пантеры". В паническом страхе пираты стали бросаться за борт и превратились в дельфинов.

 

Повсюду на своем пути Дионис обучал людей виноградарству и виноделию, учреждая свой культ. Вакх, Бахус – это имена Диониса, культ которого сопровождался пьяными оргиями – вакханалиями. Слава Диониса как Лиэя («освободитель»), освобождавшего людей от мирских забот,  распространялась вместе с его шествием. Его сопровождала шумная свита менад, сатиров, вакханок или бассарид (откуда эпитет бога Бассарей - «в лисьей шубе») с тирсами, увитыми плющем.

Его учитель Силен, отец сатиров, постоянно пьяный, сопровождал своего ученика верхом на осле. Однажды Силен "отстал от главной части буйного дионисийского воинства, шагавшего из Фракии в Беотию, и завалился спать в розовом саду. Садовники связали его гирляндами цветов" и доставили к Мидасу, царю Фригии, который, очарованный рассказами Силена, и награжденный Дионисом  даром  превращать все, к чему ни прикоснется, в золото, ввел культ Диониса в своей стране.

Буйствующие менады славили Диониса Бромия («шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Еврипид и Нонн, описывавшие безумства менад, сообщали, что  "менады бегали повсюду с развевающимися по ветру волосами, и белая пена стекала с их губ на желто-шафранные хитоны. Иные исторгали пронзительные звуки из флейт, били в бубны, распевали песни под дикие мелодии, звали своего бога: Каков бы ни был образ твой, явись — / Явись огненнооким львом, / Стоглавым змеем или горным туром, — /  О бог, о зверь, о тайна тайн, — явись! / (Еврипид. «Вакханки»).

Обезумевшего бога Диониса называли «Сыроед» (Омест). Разорванных на куски животных приносили и в жертву Дионису, прозванному  «Олененком» (Кемелий). Дионис в образе оленя – это Леарх, сын Ино и Афаманта, которым был отдан Дионис на воспитание. Безумие - характерная черта дионисийского культа. Сам Дионис был поражен безумием, насланным на него Герой, и излечился только во Фригии, приняв посвящение в мистерии Реи. И он в свою очередь тоже насылал безумие на своих врагов и карал за отказ от принятия его культа. Обезумевший Афамант убивает Леарха, фиванский царь Пенфей, пытавшийся запретить вакхические шествия,  растерзан вакханками под предводительством своей обезумевшей, принявшей его за львенка, матери.

Дочери Миния, отказавшиеся принимать участие в вакхических шествиях, охваченные безумием, разрывают на куски Гипаса, сына одной из сестер, и пожирают его плоть. "В искупление смерти Гиппаса в Орхоме ежегодно празднуют праздник под названием Агриония («побуждение к дикости»), на котором избранницы сначала делают вид, что разыскивают Диониса, а затем, сойдясь на том, что он пребывает где-то в обществе муз, садятся в кружок и загадывают друг другу загадки до тех пор, пока из храма Диониса не выбегает жрец с мечом и не убьет ту из них, которую поймает первой». 

Использованные материалы:

  1. Мартин Нильссон. Греческая народная религия;
  2. Мифология. Большой энциклопедический словарь;
  3. Овидий. Мет. III 553-733;

Реклама

Книги