МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Божества растительности. Египет. Осирис. Часть 4

Осириса часто рисуют черным вследствие того, что он управлял царством мертвых под землей. Иногда цвет кожи Осириса зеленый, в чем усматривается его связь с растительностью, иногда выцветший синий, который «согласно восточным представлениям является просто еще одним оттенком черного». Он изображался или сидящим на троне, или стоящим на очень высокой лестнице, которая «должно быть, первоначально представляла лестницу, по которой поднимается и спускается бог-солнце». Со своего места он управлял умершими, и поскольку был связан с растительностью, таинственно появляющейся из глубин, особой его заботой было надзирание за работой в полях Иару («поле отростков, побегов»). В этих полях трудились умершие, собирая обильные урожаи.

Вместе с тем Осирис выполнял и функции строгого судьи, решая судьбу умерших «в их второй жизни». (См. загробный мир). Вместе со звездами он со всем своим царством поднимался в ночное время из бездны, выступая в этой функции вновь владыкой воскресения и прототипом умершего, который обретает вечную жизнь. В Египте во времена Древнего Царства и ранее господствовала звездная религия, которая предполагала превращение  душ умерших фараонов в звезды. «Ты обретаешь свое место на небе среди звезд», - говорилось в обращении к умершему фараону. [Руг., 251].

 

У земного Дуата, подземной преисподней, был двойник – небесный Дуат с центром в созвездии Ориона. Р.Бьювэл, внесший большой вклад в раскрытии звездного культа в Египте, доказал, что звездой Осириса являлась звезда Дзета-Орион. Созвездия Ориона и Дракона служили маркерами прецессионного цикла: «с подъемом Ориона на южном меридиане неуклонно опускается Дракон на северном. Когда Дракон достигнет крайнего нижнего положения, Орион достигает крайнего верхнего. Затем начинается вторая половина цикла, когда Дракон поднимается, а Орион опускается». Каждая половина цикла занимает 13 000 лет, а сам Осирис представлялся не только небесным воплощением созвездия Ориони, но, возможно, не случайно  в некоторых вариантах легенды он описывается как "великий Дракон", лежащий на песке. Вспомним, что и к утопленному Сетом Осирису подплыл крокодил и вынес его тело на своей спине на берег.

Одно из египетских названий Ориона – Сах.  По египетским представлениям Сах был одной из пяти сущностей человека, а именно телом, омытым перед бальзамированием священными водами Нила. В заупокойных текстах это созвездие иногда фигурирует как ипостась Осириса. В древнеегипетских текстах по астрономии Сах-Орион изображался "бородачом, стоящим в тростниковой лодке и держащим в одной руке посох, а в другой – анх, эмблему вечной жизни".

Объединение в образе Осириса черт божества, ответственного за произрастание растений и за плодородие земли, солнца, умирающего каждый вечер и возрождающегося каждое утро, ночного неба с появляющимися и исчезающими звездами, которые соотносились с рассеянными членами бога, представляясь «фрагментами умершего солнца», наконец, созвездия, служащего маркером прецессионного цикла, – все эти ассоциации с ходом времени  превратили Осириса «в бога изменяющейся природы в самом широком смысле». Наконец, разливы Нила – кормильца всей страны, как «ежегодный календарный феномен возрождения природы» тоже  связывали с Осирисом.

Осирис часто олицетворял «воду в целом, как дающий жизнь элемент», и с ним связывали истоки самого Нила. «В качестве подземного Нила Осирис имел четыре деторождения, или Месхенет, - символизм, который, похоже, намекал на четыре источника Нила». По некоторым сказаниям Нил вытекал из ноги Осириса, или его воды текли из израненного тела бога в потаенных глубинах. Вместе с тем существовало представление о том, что разлив начинается от слез, проливаемых Исидой и Нефтидой над умершим Осирисом. До настоящего времени ночь начала разлива Нила называют в Египте по-арабски «ночь слезы». Некий маг римского периода, писавший на греческом, «называл Осириса «водой», а Исиду – «росой» из-за проливаемых ею слез.

Уподобление Нилу «особенно усиливало его таинственную подземную роль, так что Осириса отождествляли с бездной и даже с океаном». Рисунок из саркофага Сети I  показывает как с наступлением ночи Нут приводит солнце «к месту отдыха в западной глубине, где самый низкий круг водной бездны нарисован как бог в форме круга и описан как «Осирис, который окружает подземный мир» (Дуат).

Уже Тексты пирамид называют его «свежей водой». (Pyr., § 589, 767), а в частной молитве об умершем в эпоху XVIII династии говорится: «Вероятно, он пьет воду из источника реки!». Считалось, что эта вода приходит прямо от Осириса или является частью его, поэтому  представлялось, что она делает умершего единым с богом.

Использованные материалы:

  1. Г. Хэнкок, С. Файя. Зеркало небес;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология

Реклама

Книги