Кем же был на самом деле Осирис, известный впоследствии как «Властелин всего сущего»?  М.А. Коростовцев полагает, что, поскольку Осирис традиционно "изображается в верхнеегипетской высокой белой короне, он все же "выходец" из Верхнего Египта". Миф гласит, что он был сыном божественной четы – богини неба Нут и бога земли Геба, одним из пяти детей, рожденных в обход проклятья бога Солнца, разгневанного изменой своей супруги Нут.  Хитроумному Тоту удалось уладить дело благодаря выигрышу в игре в шашки у Луны. Выиграв у богини одну семидесятую долю каждого дня в году, Тот сложил из этих кусочков времени пять полных дней, которые и были добавлены в конец  египетского года. Над этими днями бог солнца Ра не имел власти, и в первый же день родился Осирис, о котором таинственный голос с неба объявил, что на свет появился владыка всего сущего. В следующие дни родились Гор Старший, Сет, Исида и Нефтида. В некоторых мифах утверждается, что Исида с Осирисом были любящей парой уже до своего рождения, во всяком случае, все варианты сходятся на том, что они стали супругами, также как и Сет с Нефтидой.

 

«Изначально Осирис был идеальным человеком, или, точнее, царем, чья жизнь была образцовой», - утверждает А. Видеман. Он изменил жалкое существование людей, запретив  каннибализм и научив их сельскому хозяйству,  умению выращивать плодовые деревья, дал законы, познакомил их с установлениями богов и научил поклонению им. При этом он действовал не силой, а убеждением и обучением, сопровождая их музыкой и песнями.  Тем не менее, он не избежал участи предшествовавших ему правителей, и был, согласно некоторым сказаниям, утоплен. Ритуальные убийства вождей племен или правителей в случае стихийных бедствий, эпидемий, неурожая, старения и пр. – исторически установленный факт.

Ряд фактов позволяет думать, что в долине Нила подобные ритуалы совершались через утопление. Подтверждает это также и ритуальное умерщвление Аписов и коров Исиды, которое совершалось именно через утопление. У античных авторов сохранились фрагменты легенд о гибели древних царей Менеса и Ахтоя соответственно от гиппопотама и крокодила. По-видимому, в древности существовал «обряд,  при котором царь поражал гиппопотама, олицетворявшего собою, очевидно, божество смерти, в полном соответствии с тем, что в египетских мифах и ритуалах гиппопотамы и крокодилы постоянно являются олицетворением смерти, преисподней и, соответственно, противниками солнечных божеств, носителей жизни". Надо полагать, что не всегда это испытание заканчивалось благополучно для царя.

Тело самого Осириса вынес из воды на своей спине крокодил, но к несчастью к тому моменту Осирис потерял свой детородный член – его съел осетр, который с тех пор стал запретной пищей для египтян. В мифе эта неблаговидная роль рыбы объясняется тем, что враг и противник Осириса, его брат Сет, найдя тело Осириса, расчленил его на 14 частей, разбросав их по всей земле. При этом фалл попал в воду, где им и поживился  осетр.

Обычай ритуального умерщвления царя, как сказано выше, был распространенной практикой, однако в случае с Осирисом  дело, похоже обстояло не совсем так: миф объяснял его гибель происками коварного Сета, а не исполнением священного обряда. Завидуя Осирису и желая самому стать супругом Исиды и царем земли, Сет, воспользовавшись предлогом устройства пира по случаю возвращения Осириса, решил расправиться на пиру со своим братом. Длительное отсутствие Осириса в своей стране миф объяснял его отъездом в другие страны с цивилизаторской миссией. Подготовив заранее красивый сундук, Сет предложил захмелевшим присутствующим выяснить, кому он подходит по размерам. Когда в него лег Осирис, Сет со своими сообщниками, захлопнули крышку, заколотили ее и сбросили сундук в Нил. Подробности этой драматической истории см. в статье об Исиде.

Обычай ритуального умерщвления царя был впоследствии заменен ритуалом под названием хеб-сед. В процессе этого ритуала происходило «магическое восстановление сил состарившегося фараона», а зрительным воплощением этого восстановления сил было воздвижение накануне ритуала столба dd –  древнего фетиша бога Осириса, представлявшего собой вставленные одна в другую связки тростника.  «Воздвижение джеда» было древним обрядом, связанным с празднествами воскресения бога растительности, а, следовательно, обновления сил природы и сил ее господина – фараона. ...Основная часть хеб-седа состояла из воспроизведения ритуальной смерти царя, его «оживления» и возвращения ему магической власти над природой и, наконец, его «нового» восшествия на престол в качестве «нового» сильного правителя. ...Показательно, что богатый урожай в год хеб-седа считался явным свидетельством крепости сил фараона и, так сказать, правомочия его на власть».

«Воздвижение джеда» было связано и с «пережитками архаических фаллических культов, что отразилось также и в обычае ставить во время хеб-седов обелиски в основных храмах страны». По мнению М.Э. Матье сам «культ гигантских  обелисков в так называемых «солнечных» храмах Древнего царства в основе был обусловлен не солярными представлениями, а хтонически-фаллическими культами, чем и объясняется их связь с хеб-седом».

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. А. Видеман. Религия древних египтян;
  3. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.