Культ Осириса был отмечен «грубой, но выразительной символикой». Во время его праздника женщины разгуливали по селению, «неся  непристойные изображения бога, приводившиеся в движение с помощью веревок. Аналогичное изображение бога, украшенное всевозможными плодами, стояло в храме перед статуей Исиды», и даже в гробу Осирис изображался с напряженным фаллом, что должно было показать неиссякающую и после смерти производящую силу  бога. Рождение Гора, которого Исида зачала уже после смерти Осириса, наглядно проявляет производящую мощь бога.

В одном из гимнов Осирису говорится, что благодаря ему мир покрывается пышной зеленью. В другом гимне он называется «отцом и матерью всех людей», из чего следует, что от этого бога люди ждали и ниспослания потомства. С этой целью также устраивались праздничные шествия, которые впоследствии стали ошибочно восприниматься как непристойные и развратные.

 

Египетский год состоял из трехсот шестидесяти дней и был первоначально лунным. Добавление пяти дополнительных дней в конце года довело количество дней до 365.  Осирис был владыкой этого лунно-солнечного года: «Триста шестьдесят или триста шестьдесят пять огней зажигалось в его честь, триста шестьдесят пять деревьев, как говорили, сажали вокруг его храмов, показывая, таким образом, что он является богом изменяющегося времени и года». Праздники Осириса в основном были лунные, только начиная с 30 года до н.э. египетские праздники стали определяться по солнечному календарю. И, поскольку Осирис был владыкой года,  его образ стал связываться с луной, как регулятором времени. Некоторые тексты прямо называли Осириса луной, «обновляющего самого себя».

Считалось, что лунный месяц состоит из 28 дней, и именно столько лет царствовал Осирис, кроме того число 28 связано  с числом лунных стоянок. На барельефе  потолка  храма Гора в Эдфу изображены четырнадцать ступеней лестницы – половина лунного месяца, и на 14 частей расчленил Сет тело Осириса. Плутарх пишет, что «смерть Осириса наступила в семнадцатый день месяца, когда особенно очевидным становится завершение полнолуния. ...одни говорят, что Осирис жил, а другие – что он царствовал 28 лет. Ибо таков цикл луны и за столько дней завершает она свой круг. А из дерева, которое срубают на так называемых могилах Осириса, изготовляют серпообразный саркофаг... И четырнадцать дней, на которые был растерзан Осирис, указывают на дни, когда светило умирает от полнолуния до новолуния. ...Далее,  в новолуние месяца Фаменота египтяне справляют праздник, который они называют «восхождением Осириса на луну» и который является началом весны».

Осирис был умерщвлен семнадцатого дня месяца атир, когда Нил совсем мелеет и земля обнажается, лишенная растительности. «Полагают, - как пишет Плутарх, - что некоторые указания на периоды луны содержат и разливы Нила. Самый большой из них у Элефантины поднимается на двадцать восемь локтей, а таково число мер и суток каждого месячного цикла; самый мелкий у Мендеса и Ксоиса имеет шесть локтей в честь полумесяца; средний у Мемфиса, когда он правилен, - четырнадцать локтей в знак полнолуния».

Плутарх оставил описание обряда, совершаемого девятнадцатого числа месяца атир:  «На девятнадцатую ночь процессии спускаются к морю; жрецы и столисты несут священный ларь, имеющий внутри золотой ковчег, в который они, зачерпнув, наливают пресной воды. И поднимается крик окружающих, что найден Осирис. Затем к воде приносят плодородную землю и, смешав их с дорогими благовониями и фимиамом, лепят месяцевидную фигурку», которую затем обряжают и украшают.

Хотя в разных областях Египта исполнение этого обряда обретения бога отличалось  некоторыми деталями, но «нахождение тела бога и возвращение его к жизни неизменно были кульминационными пунктами праздничного цикла египтян. Многие античные авторы сообщают о ликующих криках, которыми верующие встречали известие о воскресении Осириса». Утверждение, что семнадцатый день месяца Атир праздновался как годовщина убийства Осириса, подтверждается ссылкой в папирусе времен Девятнадцатой династии, однако по другим источникам, смерть Осириса наступала в месяце койаке.

Как можно объяснить это расхождение? А. Видеман объясняет его тем фактом, что «в Осирисе были соединены два божества: умирающий и мертвый Ра и человек-бог и царь Осирис». Первый – бог Солнца умирает в конце месяца койак, в самый короткий день в году и спустя короткое время возрождается. Второй – Осирис погибает в месяце атир и возрождается с каждым разливом Нила. Даже в более поздние времена, когда всех богов стали считать богами солнца, эту дату - 19 атира - «продолжали широко признавать и регулярно цитировать античные авторы».

Осирис – царь при жизни и бог после смерти, владыка вечности, растительности, вырастающей из глубин земли, и воплощение созвездия Ориона, поднимающегося из таинственной бездны,  сам о себе говорит  в древнеегипетской "Книге Мертвых: "Я – Время и Осирис».

Использованные материалы

  1. Дж.Д. Фрезэр, Золотая ветвь;
  2. Макс Мюллер, Египетская мифология;
  3. А. Видеман, Религия древних египтян;
  4. Плутарх, Об Исиде и Осирисе,  39, 42,43