Легенда о происхождении Осириса связывает его с гелиопольским космогоническим мифом. Местным богом Гелиополя был Атум, считавшийся «первым богом» до эпохи пирамид. В городе находился храм, посвященный  ему как «отцу богов». Остается неизвестным, когда и каким образом место Атума занял Ра, но впоследствии оба бога были объединены под именем Атума-Ра, возглавившего Девятку (Эннеаду) богов.

Выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут; эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Эти четыре божества персонифицировали  обожествленные космические стихии, и храмов в их честь не воздвигали. Специальные места культа были им отведены лишь в Гелиополе. Между тем, именно от последней пары этих космических божеств родился тот, кто стал  «Властелином  всего сущего» - Осирис, а вместе с ним родились две  его сестры – Исида и Нефтида, и два брата – Сет и  Гор-хент-ан-маа («Слепой Гор»),  называемый Гор-старший, в отличие от Гора, сына Осириса. Однако, как мы знаем, Осирис не был исконным богом Гелиополя, его родиной был город Бусирис.

 

По традиционному представлению египтян, древнейшими царями в стране были боги  эннеады Гелиополя. Включение же «божеств круга Осириса в гелиопольскую эннеаду и в цикл ее мифов произошло в глубокой древности по инициативе гелиопольского жречества».  Жреческие компиляции привели к созданию тройственного образа солнца: утреннего, полуденного и заходящего. Соответственно роль первого была отдана одному из древнейших богов солнца Хепри, роль второго – Ра, и Атум был признан заходящим солнцем. Перечисляя свои многочисленные имена Исиде, бог Ра признается, что он «Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером». Атум-Хепри в "Текстах пирамид" назван создателем Осириса.

«Тексты пирамид» являются самыми старыми записями религиозных представлений древних египтян и известны нам с копий, сделанных при Династиях IV, V и VI. В  них  отразилось слияние двух ритуалов — «осирического» и «солярного», причем  древнейшими, по заключению М. Матье, «следует признать... именно те, которые относятся к «осирическим», а правильнее сказать к хтоническим представлениям и обрядам». В глубокой древности египтяне хоронили своих умерших в ямах, и только начиная со времени III династии археологические исследования фиксируют развитие могильной ямы в отдельную комнату, которая затем обрастает дополнительными помещениями и коридорами, видоизменяясь от простой мастабы к пирамидам, «где в самой глубине (и при этом по-прежнему в западной части) отводится место для саркофага». Запад все еще продолжает считаться «страной смерти», а царем умерших в этой стране и  владыкой вечности является Осирис. В текстах умерший царь отождествляется  с богом Осирисом, повелителем умерших и с Атумом, воплощавшим закатившееся на ночь солнце: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки – руки [бога] Атума, твое чрево – чрево Атума, твоя спина – спина Атума… ".(Pyr., § 134, 135)

Между тем господствующей становится солярная доктрина, по которой умершие фараоны отбывают уже не на Запад, а стремятся добраться до восточного горизонта, чтобы там возродиться вместе с солнцем и занять место в солнечной ладье. В "Текстах пирамид" мы читаем:  "Да не отправишься ты по этим путям Запада, которые ведут туда, ибо направляющиеся по ним не возвращаются. А пойдешь на Восток в свите [бога] Ра". (Pyr., § 2175)  Налицо конфликт между  осирической и солярной религиями, который выразился в тексте из пирамиды Унаса (Pyr., 215, § 145-147), трактующем Осириса как врага Атума и умершего фараона: "Ра-Атум не отдал тебя Осирису, он не знает твоего сердца, он не овладевает твоим сердцем… Осирис, ты не овладел им! Твой сын не овладел им!».

В "Сказании о споре Гора с Сетом" Ра выступает против Осириса, его желанием было "отдать сан Сету, великому силой, сыну Нут". Между тем в этом же тексте Осирис дает Ра ответ иронический и вместе с тем наполненный горечью обиды и гневом: "О, совершенно прекрасно все, что ты сделал, ты – воистину создавший Девятку, в то время как Истина погружена внутрь преисподней! Но взгляни на дело сам! Что до этой страны, где я нахожусь, то она полна свиреполикими гонцами, и они не боятся никакого бога и никакой богини. И я заставлю их выйти, и они принесут мне сердце каждого, творящего злые дела… Вообще, что это, что я упокоен здесь на Западе, в то время как вы все наверху? А кто у них сильнее меня? Вот измыслили они ложь воистину! А разве когда Птах великий, "К югу от стены его, владыка Анх-Тауи", сотворил небо, разве не сказал он звездам, которые в нем: "Будете вы упокоиваться каждую ночь на западе, в том месте, где царь Осирис. А после богов и знатные и народ упокоются в месте, где находишься ты", - разве не так сказал он мне?".

Осирис был коронован в Сутен-хенене» (Хене-су, т.е. Гераклеополь)  и именно этот город с прилегающими землями взбунтовался против Ра, пославшего в него свое Око для усмирения мятежников: «Уничтожение людей началось в Сутен-хенене, и на протяжении ночи Хатор ходила, увязая в крови людей.  Ра доказал свою власть над бунтовщиками, и именно об этом, по-видимому, упоминается в главе XVII Книги Мертвых, когда говорится, что Ра впервые возвысился как царь в Сутен-хенене». Гераклеопольская версия сотворения мира  отличается от других тем, что в ней подчеркивается создание мира и всех вещей в нем  для людей и ради людей, а не для того, чтобы утвердить  превосходство и господство бога. Вероятно, эта версия сотворения мира  отражала недовольство простого люда властью жрецов, от имени Ра узурпировавших власть.

Возможно, этот бунт вынудил жрецов выбрать компромиссный вариант, позволивший объединить   осирический культ с солярным. Отныне для каждого умершего, в том числе и для фараона, проводились заупокойные ритуалы, в которых  одну из главных ролей играл Гор, сын Осириса и Исиды, «оживлявший» мумию умершего также, как он "оживил" мумию своего отца, и сам умерший отождествлялся с Осирисом в именах бога Ра. Текст из гробницы Рехмира гласит: «Твой отец Осирис принял тебя в свои объятия в имени своем Ра-Хорахте». В надписи из гробницы царицы Нефертари, жены фараона Рамсеса II (Новое царство), сказано: «Вот Ра, почивший в Осирисе, вот Осирис, почивший в Ра». В гл. 17 Книги Мертвых написано: «Я — вчерашний день. Я знаю день завтрашний. Что это такое? Осирис — вчерашний день, Ра — завтрашний».

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. М. Матье Тексты пирамид - заупокойный ритуал (О порядке чтения «Текстов пирамид»)// Вестник древней истории, № 4, 1947 г.;
  3. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.