Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Мифологии

Обзорные статьи по мифологическим представлениям разных народов

Египетская мифология: Гор. Часть 3

Гор и Сет возле фараонаГор из Летополя был Гором Двух Глаз – солнца и луны. На небе время от времени происходили явления, описываемые как нападение бога разрушения Сета на дневное и ночное светила. Особенный страх вызывали затмения. «Египтяне называли это «битвами в небе» (khennumpet), в которых ни один из противников никогда не одерживал верх над другим». Время, предшествовавшее сотворению мира, описывалось как отсутствие неба, земли и битв в небе, время, когда «не было страха, как сегодня, за Глаз Гора».

Плутарх так описывает эти битвы в трактате De Iside et Osiride: «Египтяне говорят, что Тифон (Сет) иногда бьет Гора в глаз, иногда вырывает его, проглатывает его, а затем возвращает солнцу. Удар – это аллегорическое описание ежемесячного убывания луны. Под вырыванием глаза они подразумевают затмение этого ночного светила, которое солнце исцеляет, вновь зажигая его, когда оно выходит из тени Земли». Еще больший страх вызывали у древних египтян затмения Солнечного Глаза. У многих народов древности затмения солнца были связаны со сменой правящего царя, воплощения Солнца на земле. Внезапная тьма, покрывающая хоть и на краткое время светлый лик Солнца была предвестником гибели правителя. Убивая газелей, львов и гиппопотамов, царь действовал подобно Гору и «защищал людей от зла, которое Сет мог причинить им».

Египетская мифология: Гор. Часть 2

Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаЗавоевание Верхнего Египта цивилизацией Дельты подтверждается этнологами и археологами. Некоторые  древние таблички, «рассказывают о сражениях между завоевателями с Севера и оседлым населением Долины»,  а Туринский папирус называет этих завоевателей Shemsu-Hor, Слугами Гора. На сосудах, а также на стенах гробниц в Нехене (Иераконполе) «мы видим большие лодки с символами номов» Дельты, среди которых «часто встречается гарпун, эмблема 7-го нома».  Так же и на ручке ножа обнаруживаются изображения кораблей с символом Летополя, 3-го нома Дельты.  Это – свидетельства вторжения Дельты в Верхний Египет.

Столицей царей Севера был город богини-змеи Уаджет, имя которой, превращенное греками в Уто, легло в основу названия города – Буто. Голова Уаджет была увенчана красной короной, и эта красная корона стала постоянной эмблемой царской власти в Дельте. В Буто было два квартала – Деп и Пе, первый был священным городом Уаджет, где стоял ее храм, второй был царским городом Гора (Пе означает «Место» над всеми прочими), где у царя Нижнего Египта было две резиденции – дворец Несер и дворец Ну. Цари Юга создали точную копию царства Буто в верхней долине, основав напротив правобережнего Нехеба, города  богини Нехебт, город Гора на левом берегу и назвали его Нехен (греч. Иераконполь). Основание нового города напротив города царицы юга объясняется тем, что цари и юга, и севера прежде всего «искали покровительства богинь». Отличительным знаком царей Юга была высокая белая корона. В Нехене «стали поклоняться Соколу Гору в том же виде мумифицированной птицы, как поклонялись в Летополе Гору Двух Глаз».

Египетская мифология: Гор. Часть 1

Бог Гор в мифологии Древнего ЕгиптаГор (Хор) был одним из древнейших богов Египта. «Его почитание в начале египетской цивилизации было настолько всеобщим, что иероглиф ястреба или сокола стал служить знаком классовой принадлежности для всех мужских божеств, точно также как змея – для всех богинь Его имя означает «Тот высокий», оно должно указывать на первоначальную его функцию как бога неба...».  Сокол был его священной птицей.  С самых древних времен «население  ряда номов уже обожествляло сокола», - указывает М.А. Коростовцев.

Археологические находки свидетельствуют о прибытии в долину Нила в додинастический период людей, основавших первую династию фараонов. Источники говорят о том, что Осирис и его сын Гор были последними богами, после которых к власти пришли Слуги Гора (по Туринскому папирусу) или Менес (по Манефону). В течение очень длительного периода между правлением Осириса и Менеса египетский трон занимали предшественники Слуг Гора, поклонявшиеся  богу  в образе сокола, который олицетворял  все небо.  По мнению некоторых ученых великим объединителем обоих земель был не Менес, а Аха («воин»), сын Нармера. Его имя записывалось с помощью иероглифа «сокол», изображавшего эту птицу, сидящей на верхней перекладине прямоугольника и держащей в когтях  щит и грушевидную булаву – оружие пришельцев, навершие которого отличалось от дисковидных булав аборигенов.

Египетская мифология: Бог Амон. Часть 3

Амон-Зевс - скульптурное изображение эпохи ПтолемеевБогу Амону принадлежали несколько оракулов, один из которых находился в пустыне,  в оазисе Сива. Со всего Средиземноморья съезжались сюда люди, чтобы вопросить оракул о своей судьбе. Греки передавали имя бога  Амона с двумя «н» - "Аммон". Некоторые термины в современных языках происходят от этого имени, например, название вымерших головоногих аммонитов, напоминающих бараньи рога спиралевидной формой своих раковин.  Аммиак тоже получил свое название от латинского sal ammoniacus («соль Аммона»), так как неподалеку от храма Аммона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония.

Берберологи и египтологи придерживаются прямо противоположных мнений о происхождении бараноголового Аммона. «Первые считают, что он ливийского происхождения, а вторые увязывают его с египетской мифологией, вместе с которой он якобы и проник в Ливию. Тем не менее доказано, что его культ был введен в Карфагене древними ливийцами, составлявшими, впрочем, большинство жителей столицы пунического государства».  В различных ливийских племенах и в позднее время был широко распространен культ Аммона.

Египетская мифология: Бог Амон. Часть 2

Бог Амон в египетской мифологииБог Амон очень рано начинает сопоставляться с  гелиопольским верховным богом солнца Ра и, соответственно, обзаводится в Фивах своей эннеадой по подобию гелиопольской. «В лейденском гимне этому божеству говорится: «Эннеада была частью твоих членов... все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1-8). Таким образом, фиванская эннеада происходила от Амона, была плотью от плоти его. Эта эннеада, как и гелиопольская, обозначалась словом psdt («девятка», «эннеада»), хотя в состав ее помимо девяти гелиопольских божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта. Называлась эта эннеада не фиванской, а великой эннеадой Карнака (Iptswtpsdt)».  В "Книге о том, что в преисподней", в  "Книге Врат" и в "Книге пещер" описывается путешествие солнца ночью через 12 помещений, каждое из которых представляет один час ночи. "Солнцебог меняет свой вид, превращаясь из скарабея в мужчину с головой барана в начале путешествия и из мужчины с головой барана в скарабея в конце путешествия".

Египетская мифология: Таурт

Богиня Таурт в мифологии Древнего ЕгиптаВ Древнем Египте существовал культ нескольких богинь, олицетворявшихся самками гиппопотама. Наибольшей популярностью пользовался культ богини-гиппопотама Таурт, корни которого, по-видимому, находились в Эфиопии. «В самом Египте ее популярность, как и популярность Беса, началась в эпоху Нового царства и усилилась в течение более позднего периода в истории религии Египта...».  В Ипет-сут (Опет), современном Карнаке, существовал в течение нескольких веков, включая греко-римское время, культ ипостаси Таурт – богини Ипет. «Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой».  Причиной столь длительного существования культа богини-гиппопотама было то, что она почиталась родовспомогательницей, покровительствовала «женской плодовитости, а следовательно, была близка каждой семье». Однако в цикл бога Амона, владыки Фив, Таурт не входила, хотя и являлась исконной местной богиней. В эпоху Птолемеев для богини Опет (Апет) в Фивах был возведен небольшой храм. Некоторые полагали, что именно здесь «Апет родила Осириса, тогда как эту честь оспаривал храм в Омбосе».

Египетская мифология: бог Хнум

Бог Хнум в египетской мифологииБог Хнум (греч. Hnubis)изображался в виде человека с бараньей головой. Он считался владыкой  той территории верхнего Египта, которая прилегала к первому порогу Нила. У первого порога  был расположен остров Элефантина и там, на южной оконечности острова, возвышался храм, посвященный этому богу.  В гимнах Элефантина называется «первым из городов», или же просто «началом». На этом острове было обнаружено кладбище священных баранов. Хнум почитался как бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге из глины людей, богов и их Ка (двойников). Этого бога именовали «Господин холодной воды»,  и его культ существовал не только на Элефантине, но  и в других местах Верхнего Египта: Иснехе, Шас-хетепе, Гераклеополе.  

В старом варианте мифа о сотворении мира из первозданного хаоса бог Хнум с головой барана и его супруга Хекет с головой лягушки провозглашались «первыми богами, которые были при начале, которые построили людей и сделали богов». В основе этого мифа лежит представление о происхождении «всех вод, включая океан, в мифологическом источнике Нила между скалами Первого порога». Таким образом «Хнум, как "бог-источник",  выступал всего лишь местным вариантом Нуна.  Еще в эпоху Древнего царства представление об этой паре богов было перенесено в Абидос и соединено с мифом об Осирисе. Божественная пара была помещена «у истока», «у места рождения (mes-khenet) Абидоса», что полностью трансформировало ее первоначальные функции.  Первозданная творческая природа Хнума и созидательное начало, присущее ему, стало объясняться исходя из этимологии корня «khonen» - «творить как гончар».

Египетская мифология: Бог Амон. Часть 1

Бог Амон в египетской мифологииБог в образе человека с головой барана был известен в качестве воплощения нескольких богов, самыми популярными из которых были два верхнеегипетских бога: Амон и Хнум.  Считается, что Амон выдвинулся на первый план, став общегосударственным богом, одновременно с превращением Фив в столицу Египта. Одним из первых свидетельств его культа  в Фивах является наличие имени Амона в теофорном имени фараона XII династии Аменемхата I, означающего «Амон во главе».  Однако  существование этого бога в ипостаси Амона-Ра засвидетельствовано гораздо раньше воцарения XII династии: в Карнаке была найдена каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I, на спине которой была высечена надпись - «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив».

Результатом исследований английского египтолога Уэйнрайта, посвященных происхождению культа Амона, стал вывод о том, что  он «в основе своей бог неба и грозы», воздуха и ветра, и это объясняет голубой цвет его антропоморфного изображения:  голубой  – цвет неба. «Во многих текстах Амон назван "великой душой", "сокровенной душой", "великой живой душой, что над всеми богами". Как воздух и ветер, душа невидима. Отсюда представления об Амоне как о духе, оживляющем и дающим жизнь". Само его имя означает "сокрытый", "невидимый".

Египетская мифология: божественная Корова

Обожествление коровы в Мифологии Древнего ЕгиптаНаряду с культом быков существовал и культ коров. Богиня неба Нут (см, Нут) приняла образ коровы, поднявшей в небо  уставшего от пребывания на земле с людьми  бога солнца Ра: «Когда настал рассвет... корова Нут с сидевшим на ее спине Рэ поднялась и стала небом». Этот миф, известный как "Книга Коровы", записан на стенах гробниц фараонов XVIII, XIX и XX династий, Впервые он был обнаружен на стенах гробниц Сети I и Рамсеса III. Рядом с записью находилось изображение небесной коровы. Представление о корове-небе восходит к доисторическим временам.  Согласно древнейшим текстам она поднялась из изначально существовавшего океана. Рисунки изображают Небесную Корову, живот которой украшен линией звезд, а четыре ноги поддерживаются восемью божествами-хех. Вдоль линии звезд изображена ладья, в которой плывет бог солнца. «Представление о том, что Нут несла с собой ладьи богов, когда ее подняли, и что они стали звездами, засвидетельствовано очень рано» (Pyr.785).

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 2

Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаВ одном древнем папирусе содержался «миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову». Культ черного быка Аписа (др.-егип. hr, произносившееся Хап, Хоп) был широко развит в древней столице объединенного Египта – Мемфисе. «Слово «апис» происходит от египетского «хап» с прибавлением греческого окончания «ис». Плодородие земли в Египте, как известно, зависело от Нила, богом которого был Хапи, «что означало «из рода Хап». Это в свою очередь свидетельствует о тесном отношении священного быка Аписа с жизнетворными водами реки». При храме Птаха, покровителя города, почитался живой бык, считавшийся воплощением Аписа, живой душой бога Птаха. У этого быка на лбу и спине должны были быть белые отметины, «напоминающие крылья орла», а под языком – узел, похожий на скарабея. Согласно позднему представлению он был зачат лучом света, снизошедшего на корову. Об этом пишет Плутарх: «...он зачинается,  когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает ее… они называют луну матерью мира и считают, что …  она зачинает и  беременеет от солнца…".(«Об Исиде и Осирисе») По этой причине египтяне «не убивали коров и не вкушали их мяса, чтобы случайно не умертвить матери будущего Аписа».

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 1

Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаУже в глубокой древности в Древнем Египте обожествляли крупный рогатый скот – быков и коров. Бог мог воплощаться в свое любимое животное, и по этой причине египтяне почитали священными определенных представителей этого вида  животных. Уже во времена I династии существовал культ мемфиского быка Аписа, не уступал ему по популярности культ гелиопольского быка Мневиса, с которым отождествлялся бык Бухис. Культ священного быка существовал в двух очень древних восточных номах Дельты: в 10-м номе поклонялись Великому Черному Быку, в 19-ом – Быку Хесебу. 12-ый ном, основанный скотоводами и земледельцами, носил название Теленок.

В дополнение ко всем своим титулам царь именовался Могучим Быком, Осирис – «Великим быком Запада», которым представлялся новый, нарождающийся лунный серп. День полнолуния в египетском иероглифическом письме изображали в виде лунного диска на стволе кипариса. В древности на ствол или столб «помещали не лунный диск, а голову рогатого животного». Слово «жертва» передавалось иероглифом, представлявшим собой голову коровы или быка. В доисторическую эпоху святилища и архитектурные сооружения Египта «были украшены рогами и черепами быков и антилоп, которые считались лунными апотропеями». 

Египетская мифология: Бастет

Богиня Бастет в египетской мифологииВ восточной части Дельты поклонялись богине-кошке Убастет, имя которой просто означало «Та, из города Убасет». Этот город под именем Бубаст (греч. Бубастис) упоминается в Книге пророка Иезекииля. Древнее святилище богини находилось также в Фивах на озере Ашеру близ Карнака. Кошки почитались египтянами как священные животные и умерших кошек мумифицировали и погребали в специально для них предназначенных некрополях. Подобные захоронения бесчисленных кошек были обнаружены в городе Бубасте и Бени-Хасане. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился  кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. По свидетельству Геродота египтяне сбривали брови в знак траура по случаю смерти домашней кошки и где бы ни настигала смерть это животное, кошку всегда отвозили хоронить в Бубастис. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление, и виновного ожидала смерть. В Верхнем Египте еще в XIX в. н. э.  «было распространено поверье, что в кошек вселяются духи джиннов».

Египетская мифология: Бес

Бог Бес египетской мифологииКомпаньоном, а иногда и мужем Таурт выступает бог Бес, карлик (или великан), уродливый душитель змей в тиаре из перьев или листьев, которого в ранний период тоже помешали среди звезд, идентифицируя как созвездие Змееносца. Имя этого бога произошло от слова беса, обозначающим одну из крупных кошек, Cynaelurusguttatis. Шкура этого животного составляла его одеяние и «вполне возможно, что его называли по имени животного, в которое он, согласно представлениям египтян, иногда воплощался».

С этим божеством была связана богатая мифология, но поскольку она большей частью существовала в устной традиции, до нас дошли только отрывки историй, посвященных Бесу. Во всех сценах,  изображающих Беса, он присутствует при рождении царя или бога солнца.  Одно из древнейших изображений бога Беса найдено на барельефе храма, построенного царицей Хатшепсут около 1600 г. до н. э.  Оно представляет  Беса в сцене, имеющей отношение к рождению основательницы храма. Фигура Беса изображается во всех домах рождения египетских храмов, он всегда присутствует при рождении царя или бога солнца. «Его также изображают держащим на левой руке Гарпократа, молодого бога солнца, и дающим ему пищу из свой правой руки, или же он несет ребенка на своем плече». Однако покровительство Беса предполагало  не только обеспечение ребенка пищей, но и его развлечение. Поэтому Бес часто изображался смеющимся над ребенком, танцующим нелепые танцы и играющим для него на арфе, что сделало его со временем богом танцев, музыки и веселья, известного в этой ипостаси как Бес-хит («Бес танцующий»). 

Египетская мифология: Нут

Богиня Нут египетской мифологииГлавной персонификацией ночного неба была богиня, «так как слово «pet» («небо») женского рода»  и имя этой богини было Нут. Она была супругой бога земли Геба и матерью Осириса. Представления о небе занимали самое широкое место в доисторических религиозных воззрениях египтян, которые изображали его в виде  коровы или женщины, представляли  океаном, крышей, коршуном или кроной дерева со свисающими ветвями. Такое «сочетание различных представлений  о небе считалось правомерным уже в самом начале египетской истории».  В «Текстах пирамид» встречаются  утверждения, что «Звезда плывет по океану под телом Нут» (Pyr. 802) или что  умерший  фараон - «сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещают под ее крылом». (Pyr. 1370) На саркофагах Нут изображалась крылатой женщиной, грудь, руки и крылья которой, распростертые над умершим, были украшены звездами. Около 2900 г. до н. э. возникло упрощенное представление неба как крыльев коршуна, которые поддерживают два столпа. Из содержания надписей в гробнице фараона VIII династии Неферкара следует, что воскресший фараон в первую очередь встречается со своей небесной матерью Нут: «Нут схватывает руку Неферкара, Нут творит путь для Неферкара» (Pyr. 624) Представление "о небесной корове защищающей своего сына, умершего царя, своими «крыльями»  стало излюбленным в египетской иконографии. Сначала небесная Нут, а затем любая другая богиня-мать в образе женщины стали изображаться  защищающими свое дитя крыльями". 

Египетская мифология: Хатхор

Египетская мифология, богиня Хатхор.Почитание богини Хатхор первоначально существовало в  XXII номе Верхнего Египта, 6,7 и 10 номах Среднего и в третьем номе Нижнего Египта.  Ее имя означает «Дом Гора», т. е. неба, как обиталища солнечного бога. Она изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами и солнечным диском между ними. В «Текстах пирамид» она выступает даже как мать Хора (Гора), хотя впоследствии в гелиопольской космогонии ее вытеснила в этой роли Исида. Тем не менее, Хатхор оставалась одной из самых популярных богинь, и отождествление с ней сулило локальным «владычицам» возвышение их культов. Обладающая эпитетом «Око Ра», она отождествлялась с Тефнут, Сехмет, Исидой, Нейт, Баст и др.  В то же время эта богиня выступала богиней любви с эпитетом «Золотая», веселья, музыки, танцев и пирушек («владычица опьянения»). Ее связь с числом семь("семь Хатхор") по одному из мнений соотносило с богиней созвездие Большой Медведицы (семь священных коров) и Полярную - быка, по другому "семь Хатхор", являвшиеся чтобы предсказать судьбу новорожденного," были Плеядами, которые у ряда других народов являются созвездием человеческой судьбы (особенно зловещей судьбы), а также предсказателями урожая". В этом случае  выражение "семь Хатхор с их быком" означает их связь с созвездием Тельца, поскольку Плеяды являются  частью этого зодиакального созвездия. «Семь Хатхор» было распространенным в египетском фольклоре образом Хатхор как богини-предсказательницы судьбы». Также как и Нут, Хатхор считалась владычицей неба, но «только той его части, где Солнце восходит». 

Египетская мифология: Бог, богиня. Часть 2

Египетские боги и богиниВсе эти многочисленные  боги и богини в зверином облике или антропоморфные с чертами зверя представлялись, как уже было сказано, «живым воплощением» того или иного бога на земле и назывались нетеру, т. е. существами или сущностями «некоторым образом» разделяющими «природу и свойства Бога».  Имя Нетер, которым египтяне обозначали Бога, указывает на обладание «самосущностью», «силой бесконечно возобновлять жизнь». Бесспорно, что корни политеизма древних египтян залегают в древнейших временах, но вместе с тем,  по мнению У. Баджа,  «с самых ранних времен одной из важнейших тенденций египетской религии была направленность к монотеизму»,  и египетское слово нетер «было заимствовано переводчиками Священных писаний для обозначения понятий «Бог», «Господь».  Анализ египетских текстов всех периодов показывает, что «идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичны еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени», и отличие египтян от всех других народов выразилось в способности «развиваться и создавать такие концепции Бога и будущей жизни, которые считаются специфическим достоянием культурных народов нашего времени».

Египетские нетеру «представляют собой просто образы, проявления, периоды существования или атрибуты одного бога – бога, который, как следует помнить, будучи Ра, богом Солнца, является олицетворением и символом Бога. Тем не менее, именно поклонение нетеру стало основанием для обвинения египтян в «примитивном идолопоклонстве». Иллюстрацией подобного непонимания  особенности египетской религии, может служить приводимый У. Баджем отрывок из произведения римского поэта-сатирика Ювенала:  «Кто не знает, о Волюсий из Вифинии, обо всяких чудищах, которых Египет в своем слепом безрассудстве обожествляет? Одни поклоняются крокодилу, другие трепещут перед ибисом, наглотавшимся змей. Образ священной обезьяны блистает золотом там, где магические звуки доносятся из разбитого пополам Мемнона и где погребены в руинах древние Стовратные Фивы. В одном месте Египта почитают морскую рыбу, в другом – речную; там целые города поклоняются псу, Диане же – никто. Нечестивым считается повредить или грызть лук-порей и черный лук. О святые народы, чьи боги растут в их садах!».

Египетская мифология: Бог, богиня. Часть 1

Египетские боги и богиниБоги и богини со звериными головами, огромное количество обожествляемых животных, птиц,  рептилий, отдельных деревьев и предметов, пирамиды среди раскаленных песков, - таким предстает перед нашим современником Египет, поражающий древностью своей культуры. Люди жили в Египте, в долине Нила, уже в эпоху палеолита. В то древнейшее время господствующей была вера в бесчисленных духов земли и неба, скитающихся или постоянно находящихся на одном месте. Эти духи могли «обретать земное существование в телах людей, животных или растений или любого предмета, подходящего по размеру или форме». Существованием подобных представлений можно объяснить «огромный и запутанный пантеон» древних египтян.

«Первобытный бог был неотъемлемым атрибутом  семьи», но у главного города нома тоже был свой божественный покровитель и охранитель, и каждый египтянин чтил не только семейного бога, но и городского, и общегосударственного, живым образом которого на земле являлся фараон. Многие из этих семейных и деревенских  божеств-покровителей так и не превратились в настоящих богов и  не обрели постоянного культа, однако существенного «различия между маленьким деревенским божеством, чьим святилищем была хижина из соломы, и «великим богом», имевшим величественный храм», не существовало. Дух или божество, защитник и охранитель первоначально только одной семьи и ее собственности, постепенно с ростом деревни или ее политического успеха, мог продвинуться до положения «великого бога», правившего сначала городом, потом целой провинцией, подчинявшейся этому городу, и, наконец, мог «достичь» уровня, при котором становился объектом почитания всего Египта. Однако при всем развитии религиозных представлений «изначальная идея городского бога», отражавшая «полупримитивные представления о Боге», постоянно присутствовала в египетской религии.  Ознакомление с древними местными богами выявляет, что большая их часть ведет свое происхождение от местных духов,  и столицы номов первоначально являлись местом обитания «особого великого божества или группы богов, которые были хозяевами и защитниками этого округа».

Египетская мифология: Нил. Часть 3

Река НилС Нилом тесно связан цикл сказаний об Осирисе (см. Осирис), которого вообще называли источником всякой влаги. В одном тексте «прямо говорится, что Нил вытекает из рук Осириса и воды его являются потом этого бога, в другом, что Нил вытекает из левой ноги бога, захороненной у первого нильского порога - на о. Бигэ. Священные обряды, связанные с культом Осириса-Нила, имеющие к тому же лунную символику, проводились во время разлива. Плутарх пишет: «По-видимому, так называемое положение Осириса во гроб означает не что иное, как иссякание и убыль воды. Поэтому говорят, что в месяце Афире (ноябре) Осирис умирает: ведь когда стихают этессии,  Нил совсем мелеет и земля обнажается; тогда... жрецы исполняют мрачные обряды и в знак скорби о богине выставляют позолоченную корову, окутанную черным льняным покровом (они считают корову подобием Исиды и землей); и это продолжается четыре дня подряд, начиная с семнадцатого дня месяца... На девятнадцатую ночь процессия спускается к морю». Когда в принесенный жрецами золотой ковчег наливают нильскую воду, раздается ликующий крик, что найден Осирис! К этой воде добавляют землю и дорогие благовония и лепят из нее фигурку месяцевидной формы. Жрецы «обряжают и украшают ее, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли».

Египетская мифология: Нил. Часть 2

Река НилЗнание о начале и предполагаемой полноте разлива Нила было жизненно необходимо древним египтянам.  Разлив был залогом жизни, но вместе с тем он представлял определенную угрозу как для людей, так и для животных. «Если во время разлива уровень воды в Ниле не достигал шестнадцати локтей, это было такой же катастрофой, как и превышение отметки в 18 локтей».  Уровень в 16 локтей был самым желаемым, и именно эта величина  определила скульптурную композицию статуи Нила, хранящуюся в Музее Ватикана в Риме: бог, держащий колосья и рог изобилия, окружен шестнадцатью детьми ростом с локоть. 

В разных районах Египта была неодинаковая потребность в уровне разлива. К примеру,  в районе Элефантины требовалось не менее 28 локтей, а в Мемфисе – 16. Локоть был мерой, составляющей примерно 51-52 см.  «Заботы, которые приходят с разливом Нила, -  писал Диодор, - побудили царей создать в Мемфисе нилометр, посредством которого можно  точно измерить уровень воды». Такой же нилометр находился и на Элефантине. Уровни разлива, засвидетельствованные на Палермском камне, показывают, что нилометры использовались уже в эпоху древнейшей Тинитской династии. т. е. египтяне издревле «предпринимали попытки при помощи расчетов определить, получат ли они необходимое их полям количество воды».

Египетская мифология: Нил. Часть 1

Река НилВеликая африканская река, вторая в мире по своей длине, - Нил, зарождаясь в областях Экваториальной Африки, устремляет свое течение к Средиземному морю, впадая в него двумя устьями. В древности, как об этом повествует великий историк античности Геродот, устьев было семь. Своими разливами река создавала благоприятные условия не только для создания оседлых поселений,  роста их населения и развития земледелия и, но  и для установления централизованной власти. Разливы Нила временами бывали столь же разрушительны, сколь и благоприятны, и людям требовались определенные усилия для обуздания водной стихии. Одной семье было не под силу выполнять эту задачу, и великая река сама указывала обитателям ее берегов на необходимость объединения усилий. Нил и беспощадно палящее Солнце – вот два божества, от которых зависела жизнь египтян. Александр Морэ выразил эту мысль образно и лаконично: «Нил требовал от египтян объединить усилия, а Солнце открыло им, что миром правит единая сила».

Египтяне называли этот водный поток просто «Великая река» (itr-âa) или «река», иногда, вероятно, во время пика разлива, - «Море» (iumâ), арабы – Эль-Бари («река»). Название, под которым египетская река стала известна всему миру, -  Нейлос, Нил, впервые появляется у Гесиода и происхождение его неизвестно. Сами египтяне представляли себе реку «богом в человеческом обличье» и называли его Хапи, именем, значение которого тоже неизвестно. Древнегреческий историк  Геродот приводит следующее мнение египетских жрецов, узнавших, что эллинская земля орошается дождями: «эллины когда-нибудь обманутся в своих твердых упованиях [на небесную помощь] и испытают страшный голод». Такое мнение красноречиво свидетельствует о том, что плодородие египтяне считали даром не неба, а  подземного мира, в котором был скрыт источник живой воды Нила. И хотя вера в загробный звездный Дуат, где находятся истоки небесного Нила, объясняла, что «эта священная вода  приходит на землю с неба», преобладало мнение, что она приходит «тайными путями – из Нижнего мира».  А. Морэ приводит отрывок из гимна Нила, относящегося к Фиванскому периоду: "Привет тебе, Хапи, приходящему, чтобы подарить жизнь Египту; тому, кто тайно приходит в темноте в тот день, когда мы воспеваем твой приход; волна, покрывающая сады, созданные Ра, дарующая жизнь всем испытывающим жажду и отказывающаяся напоить пустыню льющейся с неба водой!". Во всяком случае, все фараоны продолжали адресовать Нилу, а не небу, приказы начать разлив, торжественно бросая в речную воду свитки с царским указом.

Страница 1 из 2