Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаУже в глубокой древности в Древнем Египте обожествляли крупный рогатый скот – быков и коров. Бог мог воплощаться в свое любимое животное, и по этой причине египтяне почитали священными определенных представителей этого вида  животных. Уже во времена I династии существовал культ мемфиского быка Аписа, не уступал ему по популярности культ гелиопольского быка Мневиса, с которым отождествлялся бык Бухис. Культ священного быка существовал в двух очень древних восточных номах Дельты: в 10-м номе поклонялись Великому Черному Быку, в 19-ом – Быку Хесебу. 12-ый ном, основанный скотоводами и земледельцами, носил название Теленок.

В дополнение ко всем своим титулам царь именовался Могучим Быком, Осирис – «Великим быком Запада», которым представлялся новый, нарождающийся лунный серп. День полнолуния в египетском иероглифическом письме изображали в виде лунного диска на стволе кипариса. В древности на ствол или столб «помещали не лунный диск, а голову рогатого животного». Слово «жертва» передавалось иероглифом, представлявшим собой голову коровы или быка. В доисторическую эпоху святилища и архитектурные сооружения Египта «были украшены рогами и черепами быков и антилоп, которые считались лунными апотропеями». 

 

 Геродот в своей «Истории» отмечает факты проявления египтянами почтительного отношения к этим священным животным: «Погребают же павших [коров и быков] они вот каким способом: коров бросают в реку, а быков всякий предает земле перед своим городом, причем один или два рога торчат над землей как могильный знак. Когда туша сгниет, в определенное время в каждый город с острова под названием Просопитида подъезжает барка. ...На этом острове Просопитиде  много и других городов, а тот, откуда приходит барка за костями, называется Атарбехис, и на нем воздвигнуто святилище в честь Афродиты. Из этого города выезжает много барок в разные египетские города выкапывать кости, которые потом увозят и погребают все в одном месте».

В древности умерших заворачивали в шкуру быка, чтобы обеспечить им новую жизнь. Такая шкура называлась Мескет, а позднее это название использовалось для обозначения Иного Мира, причем связывалось с помещением, где враги Ра подвергали умершего за его грехи пыткам. Умерший спешил сообщить, что «никогда не совершал ничего неугодного богам», что он «чист в Мескете» (Книга Мертвых, гл. XVI, 121). Божественный символ - шкура черно-белого быка с хвостом, но без головы, висящая на столбе, с которой стекали в расположенный  под ней сосуд капли крови, в период Среднего царства стал приписываться богу Анубису. Однако, «первоначально этот символ, похоже, представлял совсем иного бога». Возможно, его древним значением было  «Тот кто (спрятан) в шкуре, тот обернутый».

Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаОписывая жертвоприношение быка, Геродот сообщает, что для жертвы выбирается по определенным признакам «чистый» бык, что «совершив возлияние вином над алтарем, где лежит жертва, и призвав божество, они закалывают животное, а после заклания отсекают голову. Тушу животного обдирают и уносят, призвав страшные проклятия на его голову. Если там есть рынок и на нем торгуют эллинские купцы, то голову приносят на рынок и продают. Если же эллинов нет, то голову бросают в Нил. Над головой же они изрекают вот какие заклятия: если тем, кто приносит жертву, или всему Египту грозит беда, то да падет она на эту голову». Что касается повседневной жизни, то на пахоте египтяне использовали только коров, а быки предназначались для погребальных процессий. Быки тащили на полозьях саркофаг.

Уже с очень раннего периода египетский царь стал называться тельцом. На одной из сторон палетки царя Нармера фараон в образе быка разрушает крепость врагов, на другой он изображен в образе льва. В тексте "Исида и семь скорпионов" сам бог солнца Ра говорит о себе: "Я Бык из Бахи, и я Лев из Ману. Я тот, кто свободно бороздит небеса днем и ночью".  Бахи – Страна Восходящего Солнца, Восток, Ману – Страна Заходящего Солнца, Запад. Обычным эпитетом бога Солнца в Египте было «Бык Девятки богов». Бата – древний бог в облике быка – почитался в Кинопольском номе наряду с Анубисом. Со времен XI династии в Фивах начинает распространяться культ бога Амона, отождествляемого с богом плодородия Мином, и Амон заимствует у Мина эпитет «Бык (Телец) своей матери», однако древние боги, начиная уже с Гора назывались "совокупляющимися со своей матерью" или "быками этой матери". В том же тексте ("Исида и семь скорпионов") Тот, обращаясь к Гору, говорит: "Почтение тебе, бог, сын бога… Почтение тебе, бык, сын быка, тебе, рожденному священной богиней".

Белый бык принадлежал культу  итифаллического божества плодородия Мина, которому поклонялись во многих местах Верхнего Египта. Особые места его культа находились в Коптосе, покровителем которого он считался, и в Хеммисе (Кем-мин, или «Святилище Мина»). В святилище Мина находилась «тонкая колонна, увенчанная парой рогов», в сущности – шест. Он считался покровителем диких обитателей восточной пустыни - племен Антиу (троглодитов греков), которые во время праздниках в его честь участвовали в «странной церемонии – состязании в подъеме по шесту». Позади Мина изображалось его святилище в различных необычных формах или три высоких дерева, изображавших рощу. Эта деталь подчеркивает связь этого бога с плодородием и растительностью, что позволило отождествить его с Осирисом. «Самые древние доисторические статуи Мина показывают его стоящим прямо, сжимающим свой огромный фаллос левой рукой, а в опущенной правой руке он держит плеть, в то время как задняя часть его тела украшена животными моря и пустыни».  Голова Мина увенчана высокими перьями, цвет тела – черный. На более поздних изображениях его правая рука с плетью поднята вверх. Матерью и женой Мина считалась Исида.

В Египте праздник в его честь справлялся, когда начинался сбор урожая, и фараон жертвовал богу Мину сноп пшеницы. В праздничной процессии, возглавляемой фараоном в короне Нижнего Египта, жрецы несли на носилках ящик с латуком, священным растением бога. Участником процессии был также  белый бык, между рогами которого был солнечный диск, украшенный двумя высокими перьями.  Процессия доходила до алтаря, на который ставили статую бога. Двое жрецов с эмблемами богов-охранителей Востока стояли перед Мином, пока фараон приносил богатые дары богу. «Представления египтян о смысле этой части обряда – водружения статуи Мина на алтарь – объясняются словами гимна: "Приветствуем тебя, Мин, оплодотворяющий свою мать! Как таинственно то, что ты сделал с ней в темноте!". В отрывке из другого  гимна говорится, «что Мин, "телец своей матери", оплодотворил ее и посвятил ей свое сердце, когда его чресла были слиты с ее  чреслами».

 

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. Геродот. История, кн. II, 39, 41;
  3. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  4. 3. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  5. 4. У. Бадж. Легенды о египетских богах;
  6. М. Мюллер.Египетская мифология;
  7. П. Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.