Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаВ одном древнем папирусе содержался «миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову». Культ черного быка Аписа (др.-егип. hr, произносившееся Хап, Хоп) был широко развит в древней столице объединенного Египта – Мемфисе. «Слово «апис» происходит от египетского «хап» с прибавлением греческого окончания «ис». Плодородие земли в Египте, как известно, зависело от Нила, богом которого был Хапи, «что означало «из рода Хап». Это в свою очередь свидетельствует о тесном отношении священного быка Аписа с жизнетворными водами реки». При храме Птаха, покровителя города, почитался живой бык, считавшийся воплощением Аписа, живой душой бога Птаха. У этого быка на лбу и спине должны были быть белые отметины, «напоминающие крылья орла», а под языком – узел, похожий на скарабея. Согласно позднему представлению он был зачат лучом света, снизошедшего на корову. Об этом пишет Плутарх: «...он зачинается,  когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает ее… они называют луну матерью мира и считают, что …  она зачинает и  беременеет от солнца…".(«Об Исиде и Осирисе») По этой причине египтяне «не убивали коров и не вкушали их мяса, чтобы случайно не умертвить матери будущего Аписа».

Быка содержали в специальном помещении – Апейоне в большой роскоши и «делали предсказания по дорожке, которую он выбирал, по пище, которую он принимал или отвергал», и рассматривали как телесное воплощение бога Птаха, называя «Пта, обновляющий себя» или «сын Пта». Церемониальный бег Аписа символизировал плодородие и достаток. Вероятно, именно бег Аписа послужил основанием для именования его «Беглец». Позднее Аписа считали больше «воплощением Осириса-Сокара, особенно после его смерти». Этому быку позволялось «пить только из колодца, а не из Нила». В греко-римский период его называли Серапис, годовщину его рождения праздновали каждый год, а траур по случаю его смерти соблюдался по всей стране. Аписа пышно хоронили в Саккаре, где находились гробницы быков Аписов и их матерей, которые стали священными благодаря рождению божества. Древнейшее погребение Аписа в мемфисском Серапеуме относится ко времени Аменхотепа III, самое позднее предшествует началу новой эры.

Бог-бык в мифологии Древнего ЕгиптаАллея сфинксов ведет к Серапеуму. «Над усыпальницей священных быков был сооружен громадный заупокойный храм, один только подземный коридор которого достигал в длину 350 метров. Каменные саркофаги, в которых покоились мумии священных быков, были высечены из монолитных отполированных глыб черного и красного гранита высотой более трех метров и длиной не менее четырех. Вес каждого такого блока составлял около 65 тонн». В саккарском некрополе находилась гробница царицы I династии Хер-Нейт, жены Джера, преемника первого фараона Египта – Нармера. «Вокруг гробницы стояли  глиняные головы быков с вделанными в них настоящими рогами». Имя бога «Серапис» возникло в греко-римский период, когда культ священного быка Аписа объединился с культом Осириса. Греки переименовали древний храм Апейон в Серапейон, а римляне трансформировали это название в Серапеум. В поздний период на саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. На бронзовых статуэтках Апис часто изображался с солнечным диском между рогами. Несмотря на то, что Мемфис перестал быть столицей Египта, тысячи паломников стекались в храм Птаха, почитаемой святыней которого был Апис - священный бык Мемфиса, которого египтяне считали "слугой бога Птаха".

Почитали Аписа и в Гелиополе, потому что Атум, бог этого города, когда-то принимал образ быка. Однако в Гелиополе (библейский Он) существовал культ своего священного быка Мневиса (егип. mrw-wr, «Великий странник, Путник, Блуждающая звезда»). В ранний период атрибутом его культа был шест с укрепленным на верхушке черепом быка. Этот шест считался хребтом быка Мневиса и назывался "Юн (столб) быка из Она". Подобно Апису черный бык Мневис содержался в особом помещении, и после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Заменителями сердца для быков Мневисов служили заупокойные скарабеи. «Мневис был оракулом бога Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, к более древним временам».  Матерью Мневиса считалась корова Хесат, сам бык считался душой бога Ра и города Нехен (Иераконполь).

Культ жертвенного быка Мневиса содержал в себе идею возвращения молодости, возрождения жизненных сил: старый бог умирал, чтобы возродиться молодым. «Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса, входящего в композицию заклания, или поклонения священному быку: отсюда среди его атрибутов – букеты лотоса;нередко и сам хвост Мневиса "процветает", подобно распустившемуся цветку».  Лотос был магическим посредником возрождения: именно в чаше его распускающегося цветка являет себя миру омоложенное солнце. Шкура жертвенного быка уподоблялась стеблю лотоса, и «прохождение» покойника через нее было тождественно выходу из цветка лотоса. «Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") связывает лотос с магической способностью этого животного оживлять покойного омоложенным. Обряд обычно сопровождался завертыванием умершего в шкуру шакала (древнеегип. inpw – "собачка"), а цветок лотоса делал его сопричастным Нефертуму, уподобленному в одном из своих проявлений солнцу». Шкура шакала представляется древнейшим символом возрождения, которое много позже стало связываться со шкурой быка.

Аммиан Марцеллин сообщает: «Среди животных, которым издревле воздается культ, наиболее известны Мневис и Апис. Первый посвящается Солнцу, но о нем ничего невозможно сообщить примечательного; второй – Луне. Апис должен иметь различные врожденные отметины, особенно его отличает пятно в виде полумесяца на правом боку». Мневис, в свою очередь, отождествлялся с еще одним быком черно-белой масти – Бухисом, который был связан с богом Монту. Центром его культа был город Гермонт, где находился некрополь Бухеум, в котором хоронили мумии быков. Матерью Бухиса считалась небесная корова, родившая также и Солнце. В ряде случаев быки Бухисы изображались не черно-белыми, а красновато-коричневыми.


Использованные материалы:

  1. Б. Бриер. Древне-египетская магия;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  4. А.Ю. Низовский. Древний мир;
  5. А.М. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  6. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.