Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии



Вишня. Часть 2

Вишня в мифологииВ Китае, благодаря раннему цветению вишни, ее цветы были признаны символом весны, и в китайском календаре служили обозначением января и апреля. Соответственно они служили олицетворением юности, надежды, мужества, женской красоты и женского начала в природе. Вишневое дерево считалось символом удачи и девственности; вульву называли «весенней вишней», в чем, вероятно, сохраняется след древнего обрядового действия: свободного общения полов в период цветения вишни. В стародавние времена этот обряд должен был совершаться в целях обеспечения земного плодородия, но с течением времени, представление о связи цветущего вишневого дерева с обязанностью и правом девушки вступать в половое общение с выбранным ею молодым парнем, трансформировалось в прямо противоположное: вишневое дерево в цвету стало символизировать целомудренность и девственность

Подробнее...

Вишня. Часть 1

Вишня в мифологииВишня -  плодовое дерево, которое  относится к роду слива. Ближайшими родственниками вишни являются сакура, черешня, слива, абрикос, черемуха. Ботаническое название вишни Prunus (Cerasus). Название рода сerasus по словам древнего историка Плиния происходит от названия греческого города на побережье Черного моря – Керак, Керасунда, ныне Керасунт.

По преданию вишневое дерево было вывезено римским полководцем Лукуллом после победы над понтийским царем Митридатом (680 год до н.). От римского названия вишни  cerasi произошли итальянское ciliegia, французское cerise, испанское cereza, португальское cereja, немецкое Kirsche, английское cherry, русское черешня.

Существует несколько видов вишни, представляющих собой кустарники и деревья, но самым известным среди них с давних пор является черешня, или вишня птичья Prunus avium. Как полагают, черешня была известна уже за 8000 лет до н. э. в Анатолии и в Европе — на территории современных Дании и Швейцарии (жителям свайных построек).

Подробнее...

Апельсин. Часть 3

Апельсин в мифологииВ Англии апельсин считается счастливым плодом. Считалось, что если юноша дарит девушке апельсин, то это укрепит их любовь Цветы апельсинового дерева стали непременным атрибутом каждой свадьбы. Многие считают их талисманом удачи, однако эти цветы символизируют плодородие и гарантируют, что у невесты обязательно будет дети.

В Норфолке был записан интересный пример того, что сохранилось от былой приворотной ворожбы с использованием апельсинов. Мужчина, который хотел добиться любви избранной девушки,  должен был взять апельсин и иглой  проколоть его кожуру по всей поверхности в местах пор. Затем он должен был положить апельсин себе под мышку и проспать с ним всю ночь.  На следующий день он должен был вручить апельсин девушке и проследить, чтобы она его съела. Если это ему удавалось, он мог быть уверен, что она ответит на его любовь.

Цветы апельсина должны были привлечь любовь и содействовать  обретению большого потомства. «Таким образом, цветы апельсина, которыми украшает себя невеста, - это одно из многочисленных проявлений распространенного во всем мире культа щедрых древесных духов. Это призыв к духу апельсина, чтобы он не оставил невесту бесплодной».

Подробнее...

Апельсин. Часть 2

Апельсин в мифологииКак символ плодородия апельсин долгое время ассоциировался с любовью и браком. По легенде апельсин был тем самым «золотым плодом», который Юнона дала Юпитеру в день бракосочетания.  Греческий миф рассказывает о том, что Гера получила дерево с золотыми яблоками как свадебный подарок от матери-Земли – Геи. Росли эти золотые яблоки в саду на крайнем западе, который охраняли дочери Ночи – Геспериды. По другой версии Гея подарила золотые яблоки  Зевсу, когда тот женился на Гере.

Три золотых яблока срывает Афродита в угодьях посвященного ей храма на Кипре и вручает юноше Гиппомену, откликаясь на его мольбу. Влюбленный в Аталанту юноша, может жениться на ней лишь одержав победу над ней в беге, между тем еще никому не удавалось обогнать девушку. По совету Афродиты юноша, которого начинает догонять Аталанта, бросает золотое яблоко и Аталанта, удивленная необычным плодом, останавливается, чтобы подобрать его. Трижды примененный прием позволяет Гиппомену добежать первым и жениться на любимой.

Подробнее...

Апельсин. Часть 1

Апельсин в мифологииАпельсин (Citrus sinensis) - вечнозелёное плодовое дерево родом из Юго-Восточного Китая. Так, в одной из Китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. В настоящее время в современных местах обитаниях дикие формы апельсина не найдены.

Место происхождения этого цитруса определило его название в европейских странах – «китайское яблоко». Голландское appel-sien представляет кальку с франц. pomme de Chine (pomme – «яблоко», de – «из»,  Cnine – «Китай»).  Английское название дерева - "orange" - происходит от арабского "naranj". По-персидски апельсин назывался «narang», по-испански «naranja». Начальная буква «n» была утеряна из-за путаницы с неопределенным артиклем в английском языке – слово «a naranja» постепенно превратилось в «an orange».

В Испанию арабы завезли горький апельсин или померанец горький (Citrus aurantium). Сладкий апельсин был завезен позже возвратившимся в Португалию путешественником Васко да Гаммой. В настоящее время Севильский апельсин (померанец) выращивают в основном ради цветов, обладающих сильным ароматом - их используют в парфюмерном производстве.

Подробнее...

Шелковица. Часть 6

Шелковица (тута) в мифологииВ Японии шелковица была почитаемым деревом. В глухих горных районах Японии  была широко распространена легенда о  девушке, вступившей в связь с конем, вследствие чего оба  превратились в шелковичных червей. Развилка тутового дерева служила  женским сексуальным символом. На Окинаве существовало поверье, что произнесение слов "развилка тутового дерева" или "пребываю под тутовым деревом", обеспечивало безопасность, когда гремел гром.

Для объяснения этого поверья приводилась легенда о том, что в старину бог грома разбушевался и упал на тутовое дерево. «Поскольку тутовое дерево очень твердое, гром застрял в его развилке и скончался. С той поры гром опасается тутовых деревьев. Также и на островах Амами-Осима, когда гремит гром,  произносят слова "под тутами, под ними".

В других местах, чтобы защититься от грома поднимали над головой листья тута, втыкали ветку тута с листьями перед входом в дом. «В сочинении Масуми (Юки-но тантакухэн, 1786) говорится: "Если с ветром придет бог грома, нужно поднять над головой ветку тутового дерева, и тогда небо прояснится"». Одна из историй объясняет, что «в старину на тутовое дерево, к которому был прикреплен серп,  упал гром. Поскольку гром поранился и скончался, с той поры он опасался опускаться на тутовые деревья, и при звуках грома люди начинали  кричать "тутовое поле, тутовое поле"!

Подробнее...

Шелковица. Часть 4

Шелковица (тута) в мифологииВ Китае существовало много историй о чудесных рождениях, связанных с дуплистой шелковицей. Императора Шао-хао звали также Цюнсанши (Рожденный у дерева цюнсай) или Санцюши (Тутовый холм).  Его мать «забавлялась на воде близ тутового дерева – цюнсан со спустившимся с неба божественным юношей, который оказался духом звезды Тай-бо. В память о необычайных радостях, которые она познала, купаясь в этом месте, ребенка и назвали Цюнсан».

В сочинении "Ши и цзи" говорится: "Цюнсан – это одинокое тутовое дерево у Западного моря. Оно тянется вверх на восемь тысяч чи. Листья у него красные, а ягоды фиолетовые. Раз в десять тысяч лет на нем появляются плоды. Съевший их будет стареть медленнее, чем предопределено небом".

По легенде и Чжуань-сюй родился из дерева жо – полого тута, которое в мифе о солнцах растет на крайнем западе. Заходящее солнце садится на это дерево. Взобравшись на него после рождения, Чжуань-сюй стал императором. Даже о Конфуции рассказывают, что он родился из дупла тута. Любопытно отметить, что на многих островах Южных морей существовало представление о мужчине-солнце, который «спустился в нижний мир по священному дереву и оплодотворил женщину – Великую Землю».  Это священное дерево представлялось бесплодным, т. е. полым.

Подробнее...

Шелковица. Часть 5

Гусеницы тутового шекопряда  мифологииШелковица в мифе о Северном и Южном созвездиях выступает как дерево центра, под которым встречаются северное созвездие  с южным. Под тутовым деревом играли в облавные шашки дух созвездия Бэйдоу («северный ковш»), имеющий власть над судьбой и смертью, и дух Наньдоу («южный ковш»), ведавший рождением.

Проситель за сына, который по предсказанию гадателя должен был прожить короткую жизнь, молча поставил перед ними вино и оленье мясо. Увлеченные игроки съели все и лишь потом заметили просителя. Бэйдоу - дух или группа духов Большой Медведицы -  решил отблагодарить просителя и поменял цифры жизни и смерти его сына в книге судеб.

В культе шелковицы самым главным была связь этого дерева с производством шелка. Из самых древних письменных источников следует, что тутовые деревья с древних времен росли по всему Китаю, и разведение шелковичных червей являлось исключительно женским занятием. В "Шань хай цзин" упоминается, что на горе Сюань растет громадная шелковица. У нее длинные листья, а ветви расположены в четыре яруса. Цветы этого дерева желтые, с красными прожилками и синими чашечками. «Это дерево называется «шелковицей прародительницы».

Подробнее...

Шелковица. Часть 3

Шелковица (тута) в мифологииКитай - родина шелковицы, и в китайской мифологии  очень популярен мотив чудесного тутового дерева, связанного с солярным культом и плодородием. В мифе о 10 солнцах – золотых воронах, говорится, что были они детьми матушки Си-хэ и жили на востоке на дереве Фусан («поддерживающее тутовое дерево»).  На самой верхушке дерева сидел яшмовый петух, возвещавший рассвет. По некоторым версиям солнце везет в колеснице сама Си-хэ. Постепенно оно приходит на крайний запад, где садится на другое  солнечное дерево – жо, цветы которого освещают землю.

В древнекитайском трактате "Шань хай цзин" («Канон гор и морей»), описывающем реальную и мифическую географию Китая и соседних земель вместе с их обитателями, говорится, что на растущем в Долине Кипящих Ключей  тутовом дереве – фусан «совершают омовения десять солнц». В философском трактате "Хуайнань-цзы" говорится: "Солнце поднимается из долины Янгу, купается в пруду Сян  и обмахивается тутовым деревом. Это называют "утренней зарей".

В сочинении "Описание десяти островов" говорится о двух деревьях фусан, имеющих общие корни: «Таким образом они поддерживают друг друга. Поэтому их называют деревьями фусан – "взаимоподдерживающими". Бессмертные питаются плодами этих деревьев». Один из бессмертных по имени Чансан-цзюнь («господин длинное тутовое дерево»), давал знаменитому  врачевателю 6 в. до н. э., принявшему имя бога-покровителя врачевателей Бянь Цяо, чудесные капли. Через 30 дней Бянь Цяо смог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека.

Подробнее...

Шелковица. Часть 2

Шелковица (тута) в мифологииВ Шумере шелковица (тутовник) входила в число священных деревьев.  Каждое из таких почитаемых деревьев соотносилось с определенным городом и божеством. Например, тамариск считался священным деревом ниппурской традиции, а тексты, «восходящие к традиции Эреду, часто упоминают некое дерево кишкану, скорее всего тутовник». Интересно, что этому дереву придается эпитет «черный»: «Черный Кишкану возрос в Эриду, выращен он на чистом месте, блеск его чище лазури...».

Дерево кишкану выступает как мировое – оно возвышается над бездной.  Текст, содержащий сведения об этом дереве, сохранился в составе лечебного заговора на табличке из библиотеки Ашшурбанипала, восходящей, по крайней мере к 1700 г. до н.э. «В тексте говорится о трех божествах – Кахегале, Игихекале и Кенабду из Эриду, которые выкапывают дерево кишкану и извлекают из него заклинания бездны. Число божеств, видимо, не случайно: именно на три зоны по вертикали обычно делится мировое дерево, черты которого, таким образом, присущи кишкану. В ритуале говорится о движении заклинаний снизу, из бездны, откуда они поднимаются вместе с деревом".

Подробнее...

Подкатегории

Страница 11 из 33