Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии



Шелковица Часть 1

Шелковица (тута) в мифологииШелковица, тут (тутовник) (лат. Morus) – плодовое дерево, которое может достигать высоты до 20 м, с густой кроной, цветущее в мае-июне. Плоды созревают во второй половине июля. Продолжительность жизни шелковицы 200-300 лет, реже 500. Однако встречаются сообщения о деревьях, возраст которых исчисляется тысячелетиями. В народной медицине с лечебной целью используют соплодия, листья и кору корней. Из перебродивших плодов получается крепкий спиртной напиток – тутовка.

В культуре распространены 2 вида: шелковица белая (Morus alba) и черная (Morus nigra). В стеблях и листьях шелковиц содержится млечный сок. Родина шелковицы белой – Восточный Китай и полуостров Корея. Откуда происходит культурное дерево ее черной «сестры» - неизвестно. В дикой природе шелковица черная произрастала в Центральной Азии.

Выращивают шелковицу не только ради ее сочных, сладких плодов,  но в первую очередь ради получения листьев для выкормки шелковичного червя. Эта традиция, заимствованная на Востоке, широко распространена в Средиземноморье. Для выкормки шелкопряда обрубают ветви с листьями и раскладывают их в помещениях, где содержатся гусеницы шелкопряда. На дереве вскоре отрастают новые побеги взамен обрубленных.

Подробнее...

Груша. Часть 2

Груша в мифологииУ этрусков лесная груша, как сообщает Макробий,  считалась несчастливым деревом, потому что находилась под покровительством нижних богов.

В Древнем Шумере существовала категория лекарей, именовавшихся а-зу («водознатцы»). Эти лекари занимались траволечением, но большинство лекарств изготовлялось из  груши, сливового дерева, фиг, ивы, пихты, сосны.

Груша в старину почиталась черкесами, особенно теми, кто жил на побережье, как символ Сэоссэрэса, -  великого путешественника, которому подчинялись ветры и воды. По описанию праздника в его честь, оставленному путешественником Тэбу де Мариньи в 1817 г., черкесы осенью срубали в лесу молодое грушевое дерево и обрубали все ветки. Далее, этот ствол грушевого дерева  «с большой торжественностью вносят в дом под звуки различных инструментов и радостные возгласы всех обитателей, которые поздравляют его со счастливым прибытием. Его украшают маленькими свечками и на верхушке привязывают головку сыра». Это дерево считалось покровителем стад.

Подробнее...

Груша. Часть 1

Груша в мифологииГруша (лат. Pyrus), плодовое дерево, достигающее  до  25 м высоты и 5 метров в диаметре кроны. Цветет белыми, 5-лепестковыми цветами, распускающимися раньше листьев,  в апреле-мае. Цветение груши – очень красивое зрелище, особенно, когда груши растут на горе: весь горный склон кажется  окутанным белым ароматным облаком. Плоды грушевого дерева сладкие и сочные.

Ценится плотная розовая или красновато-бурая древесина груши. Ее, в частности, применяют для изготовления музыкальных инструментов. Родина груши  точно не установлена. Культивированная груша происходит, по-видимому, из Древней Греции (за 1000 лет до н. э.). Особенно много видов груши встречается на Кавказе и в Средней Азии.

Груша была священным деревом Геры, древнегреческой богини, сестры и супруги верховного олимпийского бога Зевса. Культ этой богини был распространен в Микенах, Аргосе, Тиринфе, Олимпии и на о. Самос, где в храме Геры Самосской хранился ее древний фетиш в виде доски. Самое древнее изваяние богини Геры в микенском храме было сделано из грушевого дерева.

Подробнее...

Ель. Часть 4

Еловые шишкиПо мифологическим представлениям алтайских народов в центре земли, там, где расположен ее пуп,  растет гигантская ель, достигающая верхушкой дома Ульгеня. Мировым деревом,  достигающим своей вершиной до неба,  выступает ель и в мифологии якутов.

У обских угров ель соотносилась с Мир-суснэ-хумом. Так, на родовом жертвоприношении хантов Тигоновых (р. Ляпин) в снег втыкали три деревца: ель, березу и кедр, изображавших соответственно Мир-сусне-хума, Калтащ и Нуми-Торума.

Ель играла большую роль в обрядовой жизни нивхов. Для медвежьего праздника выбиралась поляна среди лиственниц и елей. Столбы для привязывания медведя изготовлялись из «стройных елочек, очищенных, вплоть до пушистой верхушки, от коры». После того, как медведя выпускали их клетки, ему надевали ошейник и пояс и трижды обводили по ходу солнца вокруг землянки хозяина. «Во время обхода нивх из рода зятьев погладил зверя елочкой, а затем сломал деревце о его бок, что имитировало удар копьем». После того, как медведя убивали выстрелом из лука, его тушу привязывали  к молоденькой елочке, воткнутой возле одного из столбов.

Подробнее...

Грецкий орех. Часть 4

Грецкий орех в мифологииВ Средней Азии существовала вера в особую категорию «вредных» деревьев и кустарников, которые служат пристанищем злых духов (джинов, албасты).  «Прежде всего такой недоброй славой окружено в Средней Азии дерево грецкого ореха, находиться под ним, особенно на закате солнца, не рекомендовалось во избежание враждебных акций со стороны злых духов, гнездящихся в его ветвях».

В Абхазии в древности справлялся праздник Аитара, семидольного божества скотоводства и земледелия, который назывался лаба Аитара  - "палка Аитара". Главным атрибутом этого праздника была ореховая палка, которую втыкали в землю под деревом.

Абхазский нартский эпос сохранил свидетельство особого отношения к грецкому ореху, упоминающемуся вместе такими мифологически значимыми деревьями, как  дуб и шелковица (тута). В абхазском варианте  оскорбленная дочь ацанов вспарывает себе живот и, выхватив младенца  Цвица, бросает его отцу и исчезает, дав наказ выкормить ребенка расплавленным металлом. Цвиц вырастает героем, помогая нартам во всех их подвигах.

Подробнее...

Грецкий орех. Часть 3

Грецкий орех в мифологииОбильное плодоношение сделало грецкий орех одним из символов плодородия. «Грецкие орехи, указывает Б. Уокер, - как любой сдвоенный плод, состоящий из двух половинок, считались символами женских половых органов».  В  сельских районах Румынии грецкий орех  использовался в качестве амулета против зачатия. До нашего времени сохранилось поверье, что каждый жареный грецкий орех, помещенный  в корсет невесты, поможет предотвратить зачатие в течение одного года.

Связь грецкого ореха с древними языческими божествами подтверждается многочисленными легендами, имевшими хождение в Средние века. В них утверждалось, что грецкие орехи «служили приютом для демонов, особенно женского пола, которые говорили прохожим непристойности». Одно из таких скандально известных деревьев было известно в Риме. Оно делало непристойные предложения каждому, кто останавливался послушать шелест листвы.

Подробнее...

Грецкий орех. Часть 2

Грецкий орех в мифологииИз-за обильного плодоношения грецкого ореха многие народы считали его символом достатка, изобилия и долголетия. Действительно, после 35 лет и до глубокой старости, которая наступает в 200-300 лет, дерево грецкого ореха дает богатый урожай – иногда до 400 кг орехов! У древних скифов и римлян грецкий орех считался любимым блюдом. Это лакомство было принадлежностью свадебных пиршеств, так как грецкий орех считался символом брака. Жрецы в Древнем Вавилоне запрещали употреблять в пищу орехи простым людям, а древнегреческий историк Геродот писал, что грецкие орехи наделены особой жизненной силой.

Греческий миф знакомит нас с историей происхождения орехового дерева. Дочь лаконского  царя Диона Кария была возлюбленной Диониса. Умерев молодой, она была превращена Дионисом в ореховое дерево, покровительницей которого стала богиня Артемида. Когда девушки водили хоровод вокруг этого священного дерева в честь Артемиды,  кто-то испугал их. Они бросились под его защиту и превратились в орехи. Слово «кариа» у древних греков означало «орешник», но чаще всего с этим названием отождествлялся грецкий орех.

Подробнее...

Грецкий орех. Часть 1

Грецкий орех в мифологииГрецкий или царский орех (лат. Juglans regia)  – дерево с роскошной кроной, достигающей до 25 м в диаметре, с мощной корневой системой, которая уже в возрасте 20 - 30 лет достигает глубины 6,5 - 7 м. Цветет орех в апреле-мае столь невзрачными и малозаметными цветками, что в Средней Азии многие старики считали, что  грецкий орех не цветет вовсе и говорили, что «умрет тот, кто увидит цветок ореха», имея в виду невозможность увидеть этот цветок за его отсутствием. Цветки распускаются одновременно с листьями. Урожай орехов начинают собирать с конце августа по октябрь. Ореховые деревья доживают до 300 - 400 лет, но в некоторых источниках указывается до 2 тыс. лет.

Дикие экземпляры грецкого ореха начинают плодоносить через 9 лет, но культивируемый саженец при хорошем уходе может начать плодоносить и с 4—5-летнего возраста. Обильное плодоношение начинается с 15-20 лет и продолжается до 150—200 лет и более позднего возраста. Высокая  пищевая ценность плодов грецкого ореха и лечебные свойства этого дерева издавна  были известны человеку. Все части этого удивительного дерева – листья, плоды, кора, корни - обладают высокими биологически активными свойствами. Гиппократ советовал употреблять орехи при заболеваниях желудка, мозга, сердца, печени и почек. Очень ценной считается древесина грецкого ореха, из которой изготовляют многие высококачественные предметы.

Подробнее...

Алхимическое древо

Алхимическое древоВо многих алхимических текстах можно видеть этот таинственный символ - алхимическое древо, изображаемое  "всегда в виде увенчанной плодами и фениксами нагой женщины с ветвями вместо волос. Справа от женщины имелось солнце, слева луна, а в руках она держала предметы, похожие на корни или жезлы власти".

Считалось, что алхимик "путем некоторых манипуляций, сопоставимых с познанием тайны женщины, мог постичь сущность мирового древа, получить доступ к космическому разуму и тайне созидания".

В китайской алхимии древом жизни, древом небес или райским деревом считался китайский ясень (ailanthus). Ясень глубоко почитался за удивительную способность расти практически в любом месте и при неблагоприятных условиях. Кроме того, у священного дерева было два пола, мужской и женский - с цветами, способными и неспособными к плодоношению.

Подробнее...

Мирт. Часть 4

Мирт в мифологииГреческие колонисты, собиравшиеся основать новую колонию, брали с собой в морское путешествие ветви мирта. Эти ветви были символом их надежды начать новый цикл жизни в честь богини любви, владычествующей на море. В афинском храме Афины Полиады находилось изображение Гермеса из дерева почти невидимое из-за миртовых ветвей – посвятительном даре; на другие статуи возлагали женские волосы или венки из лавра.

В Древнем Риме мирт был посвящен богине любви Венере. Его ветви символизировали брачный союз, особенно союз сабинянского и римского племени при основании города. Поэтому выдающимся римским полководцам, как хранителям города, возлагались миртовые венки, называемые «овациями».

В Риме росли два миртовых дерева, состояние которых изменялось при переходе власти от патрициев к плебеям. Эти деревья называли Патрицианским и Плебейским. Считалось, что пока у власти находятся патриции, патрицианское дерево разрастается и зеленеет, а Плебейское - сохнет; но во время Марсийской войны, когда плебеи начали побеждать, их дерево снова ожило, а дерево патрициев начало сохнуть. 

Подробнее...

Подкатегории

Страница 12 из 33