Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии



Лесной орех. Часть 4

Лесной орех в мифологииВ Ирландии вера в силу лесного ореха была очень распространена. После того, как костер Летнего Солнцестояния почти совсем прогорал, его пепел растаптывали и прогоняли скот по его тлеющим угольям, обжигая животных горящими ветками орешника. После этого остатки веток хранили в надежном месте, поскольку им приписывалась способность выгонять скот из болотистых мест.

В Пруссии в старину считалось, что если от вора на месте преступления осталась какая-нибудь его носильная вещь, надо ее избить палкой. Тогда преступник заболеет и этим обнаружит себя. Только палка должна была быть непременно вырезанной из орешника и иметь три зарубки – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

В языческой традиции лесные орехи были символом жизни и плодородия, традиционно связывались с браком и деторождением. В Девоншире выходящую из церкви невесту раньше встречала старушка или пожилая женщина и вручала ей мешочек лесных орехов. Во многих английских графствах в наше время обильный урожай орехов воспринимается как предсказание большого числа рождений, особенно мальчиков,  в будущем году. Большое количество сдвоенных орехов в урожае предсказывало рождение многих близнецов.

Подробнее...

Лесной орех. Часть 3

Лесной орех в мифологииВ дни кельтского язычества лесной орех был священным деревом, связанным с поэзией и знанием, огнем и плодородием. Друиды использовали орешник в своих заклинаниях. В алфавите деревьев «Beth-Luis-Nion» деревом девятого месяца, начинавшегося 5 августа и заканчивавшегося 1 сентября,  выступает орех – Coll, дерево мудрости.

Девятый месяц – это время созревания орехов и сбора урожая. «Орех в кельтской легенде, - пишет Р. Грейвс, - всегда символ концентрированной мудрости»,  и далее: «Буква «Coll» использовалась как поэтическая замена цифры «девять», потому что число девять посвящено музам и потому что орех дает плоды через девять лет».

Девять ореховых деревьев нависали над источником, относящимся к потустороннему  миру и вытекающим из сид Нехтан.  Этот источник таил в себе божественную мудрость и давал начало реке Бойн, одной из главных рек Ирландии. Орехи падали в воду, где их съедал лосось и обретал мудрость, которой мог делиться с людьми. «Съесть лосося означало обрести мудрость, для женщины же это, как правило, предвещало удачное зачатие, вынашивание и рождение ребенка». Сколько орехов попадало в желудок лосося, столько ярких пятен появлялось на его спине.

Подробнее...

Лесной орех. Часть 2

Лесной орех в мифологииЛесной орех  всегда считался источником здоровья и счастья. Плоды его высоко калорийны, к примеру, фундук по своей калорийности превосходит рыбу и мясо. 400 граммов ядер фундука обеспечивают суточную потребность взрослого человека в калориях. Кроме своей питательной ценности орешник известен своими целительными свойствами. Издревле врачи использовали кору орехового дерева, его листья и плоды в качестве лекарства от болезней.

Как «кормящее» дерево, лесной орех ассоциировался с богиней-Матерью.  Ореховое «молочко», получающееся при растирании ядер орехов с небольшим количеством воды и обладающее большой питательной ценностью, могло заменять материнское молоко. В черкесском нартовском эпосе рассказана история женитьбы нарта Хымыща на дочери  карликов испов. Оскорбленная дочь испов покидает мужа  и новорожденного сына Пэтэрэза (осетин. Батраз, оставляя нартам следующий наказ:  «Запомните, что сын мой не возьмет ничьей груди. Не поите его ни  коровьим, ни овечьим, ни козьим молоком, а поите ореховым соком, он будет для него вместо материнского молока».

Подробнее...

Лесной орех. Часть 1

Лесной орех в мифологииЛесной орех, орешник (лат. Corylus) – кустарник с тонким стволом, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Средняя высота куста – 5 м, изредка может достигать 7 м.  Зацветает с марта-апреля или с апреля- мая (в зависимости от региона). Цветы лещины появляются до распускания листьев и свисают изящными желтоватыми серёжкам. Опыляются ветром. Встречается этот кустарник почти по всей территории Европы вплоть до Урала, в том числе на Балканах, в Крыму и Скандинавии, а также в Малой Азии. Скорлупу орешка лещины находили среди остатков свайных построек не только железного, но и бронзового века.

Орех фундук,  «родственник»  дикорастущего орешника,   представляет собой культурный сорт лесного ореха. Фундук произрастал в  Малой Азии и на Кавказе, откуда он и распространился по Южной Европе, продвинулся на север, а в XVII—XVIII веках был завезён в Америку. Больше всего разводят фундук в Турции. В двух «ореховых» районах страны – Трапезунде и Карасунде жители почти поголовно заняты выращиванием фундука. Турецкий орех не очень крупный, зато самый вкусный.

Подробнее...

Кизил. Часть 2

Кизил в мифологииКизил, жилистое дерево с крепкой древесиной, известное своей долговечностью, высоко ценился на Балканах.  Ритуальные костры разводились кизиловыми поленьями, а в тех случаях, когда кизила не было, его заменяли грушей, горящей почти так же хорошо как и кизил. Долгая жизнь кизила и редкое свойство зацветать раньше других  – почки кизила набухают еще до Нового года – сделали кизил атрибутом новогодних празднеств.

Кизиловые почки, символизировавшие здоровье и долголетие, вместе с монетой запекались болгарами в традиционный новогодний слоеный пирог с сыром  – баницу. Считалось, что тот, кому попадется кизиловая почка, будет здоров и удачлив весь год. Такая же судьба ожидала того, чья почка, брошенная в огонь, лопалась первой.

1 января, когда начинался Новый год, у болгар назывался  “Сурваки” по названию традиционного болгарского обычая -  “Сурвакане”. Главным атрибутом праздника была украшенная ветка кизила, называемая “сурвакница”, а исполнители обрядовых действий этого праздника назывались "сурвакари". Ветка кизила для изготовления сурвакницы, должна была быть только что срезанной, еще хранящей в себе жизненные силы природы. По-болгарски ее называли «сурвачкой», “сырой”, как говорили в народе, т.е. еще не высохшей, а выражением “Сурва, весела година”, т.е. “жизненного, веселого года” начинались обрядовые действия – песенные пожелания и благословения сурвакаров.

Подробнее...

Кизил. Часть 1

Кизил в мифологииКизил (лат. Cornus) — кустарник или невысокое деревце, зацветающее ранней весной до распускания листьев и дающее плоды осенью. Кора кизила красно-коричневая, плоды – красного цвета. В природе кизил зацветает очень рано – в феврале, и цветение растягивается иногда до мая. Цветы желтого и белого цвета. Живет кизил до 250 лет, плодоносить начинает с 16-летнего возраста.

Кизил обыкновенный (или мужской) - cornus mas распространен в Средиземноморье. Это кустарник или небольшое деревце до 8 м. высотой. Существует и кизил женский (подрод  Свидина), но он растет на юге и юго-востоке США. Плодами кизила любят лакомиться птицы, мелкие грызуны, зайцы, дикие кабаны, косули и даже рыбы. Человек издревле использовал плоды кизила как пищевое и лекарственное сырье. Но кроме плодов ценилась и прочная, твердая древесина кизилового деревца. Древние греки и римляне из нее изготовляли стрелы, древки копий и рукояти мечей.

Подробнее...

Лавр. Часть 2

Лавр благородный был признан тем деревцем, из ветвей которого начали сплетать венки – символы победы. Всех победителей олимпийских и пифийских игр награждали венками из лавра. Сама богиня победы изображалась как аллегорический образ с лавровым венком в руках, который она возлагает на голову героев-победителей.

«Раннее христианство также ценило лавровые листья из-за их вечнозеленого вида как символ вечной  жизни  или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа». Однако ношение лаврового венка христианские власти объявили грехом из-за давней связи с языческими обрядами. Тем не менее, воспоминание об обычае дожило и до наших дней: тот, кому вручают Нобелевскую или иную премию, именуется лауреатом, что означает «увенчанный венком».

Римляне считали, что лавр посвящает носителя венка громовержцу Юпитеру – так родилось поверье, что лавр способен отражать молнии.  Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Римские жрецы использовали лавровые ветви для орошения святой водой или жертвенной кровью.  Вместе с жертвенными сжигали лавровые ветви, чье потрескивание считалось хорошим предзнаменованием. Лавровые венки и ветви изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона.

Подробнее...

Бузина. Часть 2

Ягоды красной бузиныВ средние века бузина считалась ведьмовским деревом. В Ирландии верили, что ведьмы используют прутья бузины как лошадей в ночных полетах.  Иногда сами ведьмы превращались в  прутья, которые кровоточили, если  их начинали пилить. В Англии бытует легенда о том, как одна ведьма  превратила короля и всю его армию в камни, а сама сделалась бузиной рядом с ними. По преданию местные жители в канун Иванова дня отправлялись к этому месту и пировали там, а потом ритуально спиливали ведьмово дерево. Из него текла кровь, а король-камень кивал головой.

Считалось опасным делать детские колыбели на качалках из бузины: ведьмы могли раскачивать колыбель на расстоянии или как-то иначе вредить ребенку.  А выпороть ребенка розгой из бузины значило остановить его рост. Вместе с тем, хотя бузину использовали ведьмы, она же служила средством против их козней. В Англии с этой целью высушенную и истолченную сердцевину бузины давали тем, кого считали заколдованным. Считалось, кроме того,  что крещенный человек, смазавший глаза соком бузины, сможет обрести дар ясновидения и  узнает что делают ведьмы и колдуны, где бы они ни находились. В средневековой Шотландии дома и сады защищали от ведьм, вешая на дверях и окнах ветви бузины. В Германии остриженные ногти и волосы тайно закапывали под кустом бузины, чтобы ведьмы не смогли добраться до них и с помощью магии нанести вред владельцу.

Подробнее...

Бузина. Часть 1

Бузина черная, ягодыБузина – кустарник или небольшое деревце, реже встречающаяся как многолетняя трава (бузина травянистая). Наиболее распространены два вида, различающиеся ягодами красного и черного цвета. Очень жизнестойкое растение: новые ветви на бузине легко вырастают взамен обломанных старых, и любая ветвь, оказавшаяся на земле, способна пустить корни. Из кремово-белых цветков бузины в июне-июле изготовляют цветочное вино, а из черных ягод, созревающих в августе-сентябре – ягодное. И то, и другое предохраняет от простудных заболеваний.   

Бузина издавна почиталась в Европе как священное дерево, связанное с подземным миром и его владычицей. В древесном алфавите друидов она является отдельной буквой – «ruis» и обозначает период с 23 ноября по 25 декабря. У друидов древней Британии был свой Зодиак, который состоял из 13 знаков, соответствующих 13 деревьям. Тринадцатый знак соотносился с бузиной и содержал часть созвездия Змееносца, расположенного между созвездиями Стрельца и Скорпиона.

Подробнее...

Тамариск

ТамарискТамариск, тамарикс (Tamarix) – красивый кустарник с красноватыми тонкими ветвями и розовыми цветами. Примечательно это растение тем, что растет  в пустынях, полупустынях и степях, и различные его виды служат неплохими индикаторами грунтовых вод. К примеру, тамариск безлистный – показатель солоноватых вод, залегающих на глубине до 15 м, а присутствие тамариска Бовсана свидетельствует о грунтовых водах, залегающих на глубине до 5 м. Нередко тамариск  можно встретить в соседстве с саксаулом, но часто он образует самостоятельный фитоценоз.Тамариск имеет мощную корневую систему и очень светлолюбив.

Вероятно, связь с подземными водами сделала этот кустарник, или небольшое деревце, предметом почитания уже в глубокой  древности. В Шумере повсеместно тамариск считался священным деревом, а в заклинаниях из Шуруппака он выступает как мировое дерево, крона которого уподоблена богу солнца Уту, ствол - богу Ану, а корни подземному божеству Энки-Нинки. «Основной функцией тамариска являлась  роль экзорциста в процессе выведения нечистоты и болезней из тела реципиента".

Подробнее...

Подкатегории

Страница 28 из 33