Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии



Конопля. Часть 4

Семена коноплиКонопля в народных верованиях обладала и продуцирующей функцией.  Выше уже отмечалось, что в конопле  различали мужские и женские растения. Функцию плодородия связывали с женскими растениями – матками. Сербы перевязывали новорожденного стеблем матки (с семенами); если бы это был стебель плоскуна (мужской особи без семян), то ребенок вырос бы бесплодным. Кроме того, у сербов было принято при посещении роженицы приносить с собой одно конопляное пасмо, «которое клали в люльку, чтобы ребенок-мальчик был усатым, а девочка «волосата».  

Невеста, не желающая иметь детей, при венчании закладывала за пояс «мужскую» коноплю. Наоборот, чтобы у молодоженов были дети, а у молодой легкие роды, мать закладывала ей за пояс семена конопли, которые во время венчания  невеста высыпала на пол. Русские во время свадьбы осыпали молодых семенами конопли. Словаки, чтобы оградить молодых от порчи, насыпали семена конопли им в башмаки, опоясывали стеблями по голому телу. Болгары с этой же целью раскладывали вокруг невесты стебли конопли и поджигали их.

Подробнее...

Конопля. Часть 3

Соцветие коноплиКоноплю как техническую культуру славяне узнали раньше льна. «Возделывание конопли на всех этапах — от сева до тканья полотна — сопровождалось магическими действиями и считалось (за исключением сева) сугубо женским занятием». В Могилевской губернии хозяйка перед севом «трижды объезжала на кочерге участок», на котором будет расти конопля. Сеять следовало босиком, без шапки и... с завязанными глазами, так как в противном случае считалось, что птицы выклюют посеянные семена. В число магических приемов входил запрет здороваться и отвечать на приветствие во время сева, а перед севом следовало есть яйца или яичницу, разбрасывать яйца по полю, закапывать в землю, держать в семенах и все для того, чтобы семенные головки конопли выросли бы крупными, а волокно – белым. О прыжках, танцах, катаниях на санах с горок, прыганием через костры уже было сказано. 

Подробнее...

Конопля. Часть 2

Заросли коноплиКонопля, предстающая в двух образах, - как растение дающее сырье для прядения, тканья, шитья, масло для светильников и материал для бумагоделания, и как растение способное привести в экстатическое состояние через вдыхание аромата горящего семени или вкушение магического напитка, была известна человеку с давних  времен. По предположению Н.И.Вавилова происхождение конопли в Европе связано со скифами, которые занесли это растение из Азии. Конопля, нуждавшаяся в удобренной почве, «шла с человеком как непременный спутник жилья, кочевья. ...Возможно, что до хозяйственного использования конопли человек боролся с ней как с сорняком, бросая ее в огонь, - и сразу начинал ощущать ее наркотические свойства...».

Подтверждением этому служит и свидетельство  Геродота, не оставляющее сомнений в том, что наркотические свойства конопли были хорошо известны скифам. В Древней Греции, как уже было сказано, из семян конопли изготовляли особый напиток, называвшийся Nepenthes, а в классическую эпоху оракулы в Дельфах давались пифией, имевшей «прислуживавшего ей жреца, который приводил ее в экстатическое состояние, сжигая в пламени помещенной в замкнутое пространство масляной лампы зерна ячменя, коноплю и листья лавра».

Подробнее...

Конопля. Часть 1

Заросли коноплиКонопля (Cannabis sativa) - однолетняя трава,  ветвистый стебель которой обычно достигает полутораметровой высоты,  у китайской конопли –  3-6 метров.  Женские растения называются в русской традиции  матка, матерка, конопля собственно, а мужские — посконь, замашка и пр. Цветет конопля в июле-августе. Мужские и женские цветы различаются между собой тониной волокна и скоростью хозяйственной  зрелости. Посконь дает более нежное волокно и поспевает, когда женские особи еще начинают только завязывать семена.

Из стеблей конопли изготовляется прядильное волокно, известное как пенька, считающаяся лучшим материалом для канатного и веревочного производства. Из семян конопли добывается масло, идущее в пищу и применяемое в малярных работах, мыловарении и др. В энциклопедическом словаре  Брокгауза и Ефрона  говорится о том, что древние греки из семян готовили особый напиток, называвшийся Nepenthes. 

Подробнее...

Травы. Часть 4

ТравыВ шумерской мифологии известен мотив священной травы. В мифе о новогоднем браке Инанны с царем свадебный текст так описывает приготовление брачного ложа: «Траву альфа очистив кедровым благовонием, возложили они на постель госпожи, / накрыли постель для нее покрывалом… ".

В шумеро-аккадском мифе  царь Этана верхом на орле взлетает на небо, чтобы достать «траву рождения», ибо жена царя не может разродиться. Можно предположить, что миф повествует о засухе, при которой земля без дождя не может «разродиться». Аналогичный мотив сохраняется и в мифе о нисхождении Инанны в подземное царство. С уходом богини плодородия жизнь в природе угасает, не растут травы и владычица подземного царства Эрешкигаль мучается в предродовых муках, не имея сил разродиться. Мы не узнаем из мифа, удалось ли царю достичь неба и осуществить свой замысел, но примечательна эта история тем, что в ней впервые описывается вид земли с высоты птичьего полета.

Подробнее...

Травы. Часть 3

ТраваВ Древней Руси существовало представление о сакральности травы, отождествляемой  с Матерью-Землей. Следы  почитания этой древней богини видны из сохранявшегося  в  России юридически признанного обряда хождения по меже, который проводился при разрешении земельных споров: «один из тяжущихся  клал себе на голову кусок земли, вырезанный вместе с растущей на нем травою на самом спорном поле, и шел с ним по тому направлению, где должна была проходить законная граница».

О том, что славяне почитали священным пучок сорванной травы, свидетельствует и «Хроника Дитмара». При заключении мирных договоров пучок травы приравнивался пряди обрезанных волос: «трава, как волосы земли, и волоса, как метафора травы, употреблялись здесь за символические знамения самой богини – в удостоверение того, что мир будет соблюден свято и границы чужих владений останутся неприкосновенными».

Подробнее...

Травы. Часть 2

Луговые травыТравы могли выступать символом человека, как это можно заключить из значения греческого слова «неофит». Оно применялось по отношению к  новообращенным, но в буквальном переводе означало neophitos– «новая трава». 

Греческие герои увенчивались венками и, если в Олимпии возлагали на голову победителя венок из дикой маслины, а в Дельфах – из лавра, то в Немее венок сплетали из стеблей сельдерея «в память страданий Палемона и Архемора». Предводитель фокейцев в походе на Трою, погибший в той войне Схедий, изображен на картине Полигнота, находящейся в Дельфах, с венком из петрушки на голове.

По свидетельству того же Павсания на о. Сардиния произрастает у источников очень ядовитая трава, похожая на петрушку или сельдерей: «говорят, что тот, кто ее съест, умирает от смеха». В Коринфской области на священном участке Геры находится источник Астерион. Растущую по его берегам траву тоже называют астерионом и Павсаний сообщает, что эту траву «носят в храм Геры и из ее листьев плетут венки».

Подробнее...

Травы. Часть 1

ТраваТравы, в силу присущего им свойства быть одновременно целебными и ядовитыми, играют важную роль в мифах, легендах и сказках. Это же свойство обусловливает их связь как с добрыми, так и со злыми силами природы.

В древности верили, что сила трав проистекает от контакта со сверхъестественными существами, к примеру, с феями, что планеты, солнце и Луна придают травам особые свойства и силы. «Считалось, что метафизические свойства лунного эфира передаются травам», и по этой причине «считалось верным собирать травы только при свете полной Луны».

Известная по греческому мифу борьба гигантов с богами закончилась поражением гигантов из-за того, что они лишились волшебной травы. Рок судил богам, что они не смогут победить гигантов, если им на помощь придет смертный. Узнав об этом, Гея стала искать волшебную траву, но Зевс запретил светить Эос, Селене и Гелиосу, и успел раньше Геи срезать эту траву.

Подробнее...

Лен. Часть 3

Цветок льнаНа Руси лен широко известен с IX века. До образования Киевской Руси льноводством занимались все славянские племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину. С введением христианства льноводство на Руси начинает интенсивно развиваться. В XI в. льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Покровительницей льноводства была объявлена Святая Парасковия-льняница и был назначен праздник ее, приуроченный к дню окончания льняной страды — 28 октября. С посевом льна был связан праздник, отмечавшийся в последний день мая. Назывался он «Семь дев».

Производство льняной нити связано с несколькими этапами обработки льняного стебля: вымачиванием, сушки, мялки, трепания. Цикл производства льняного полотна – от сева семян до сбора урожая с последующими операциями «мучения» и «терзания» нежного растения отразился в обрядовых песнях, народных загадках и обрядах. Русская хороводная игра “Уж я сеяла, сеяла ленок” сопровождалась пантомимой с изображением всех тех приемов обработки льна, о которых говорится в песне. Русская загадка о льне перечисляет «муки» льна: “Топили, сушили, колотили, рвали, крутили. ткали, на стол клали”.

Подробнее...

Лен. Часть 2

Собранный ленКультура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. В связи с этим уместно вспомнить одну из версий происхождения колхов, по которой они были воинами из войска фараона Рамзеса II (Сезостриса), оставшимися на этом участке побережья Черного моря. По свидетельству Геродота фараон во главе с войском в 13 столетии до н. э. «прибыл к реке Фазису (современная река Риони)». И далее: « Я не могу с точностью сказать, сам ли царь Рамзес, отделив некоторую часть своего войска, оставил там для заселения страны или же некоторые из его воинов, недовольные его странствиями, остались на реке Фазис. Ведь колхи, очевидно, египтяне... Египтяне говорили, что по их мнению, колхи происходят от Сезострисова войска».

С учетом этой версии и  известной ценности тканей, производимых египтянами  из льна, в новом свете предстает гипотеза о путешествии греческих аргонавтов в Колхиду   вовсе не за золотым руном, а за секретом получения тончайшей пряжи из льна, или за семенами того льна, ткань из которого ценилась на вес золота!

Подробнее...

Подкатегории

Страница 31 из 33