По армянскому календарю в середине лета - конце старого года и начале нового – устраивался праздник вардавар (вероятно от «вард», «роза» или «вода»). Астхик («звездочка») - богине плотской любви и воды, приносили в дар розу, выпускали голубей, а участники обряда обрызгивали друг друга водой. Имя Астхик восходит к символу  богини – планете Венере. Розы и капли воды армянского обряда коррелируют с таджикским представлением о пери: когда она смеется, у нее изо рта падают цветы, когда плачет – падает жемчуг. Вероятно, имена Астхик и Анахита принадлежали одной и той же богине, единый образ которой со временем расщепился на два образа.

Цветок и птица – символы иранской богини Анахиты. В ахеменидскую эпоху греческих богов отождествили с иранскими, и Анахита была отождествлена с Афродитой, а Аполлон – с Митрой, солнечным богом, «заставляющим растения расти». В честь Митры ежегодно в ноябре, в день осеннего равноденствия, устраивался радостный праздник Михраган. Жрецы, увенчанные венками из цветов и трав, читали молитвы.  Празднику были посвящены птица Мург-и-Михраган (куропатка) и символы плодородия – цветы и плоды граната.

 

В один из апрельских дней после Ноуруза в Иране справлялся праздник «красной розы». «Толпы юношей с букетами роз в руках высыпали на улицу и под звуки музыки начинали танцы. Красные цветы они бросали в корзины прохожим, а вечером устраивали торжественное факельное шествие. Отголоски этого древнего праздника возрождения природы можно обнаружить сегодня в двух крайних уголках индоевропейского ареала: в Ницце, где в апреле проводят знаменитый «фестиваль цветов», и на юге Средней Азии, где не забыт день «красной розы».

В Средней Азии главным был весенний праздник тюльпана или мака, связанный с культом весенней воскресающей растительности. «Собирание тюльпанов символизировало поиски останков божества – соединение разрозненных частей его тела, что, вероятно, мыслилось как условие его воскресения». Е.М. Пещерова связала миф об убитом божестве с легендами, связанными с мазарами, на поклонение  которым шли в дни праздника. «В этих мазарах по местным представлениям, были захоронены отдельные части тела "святого". О непосредственной связи праздников цветов с культом умирающего (убиваемого) бога наглядно свидетельствует зафиксированное М.С. Андреевым в Мазари Шариф поверье, что тюльпаны – это "кровь убитого Хусейна, выходящая весной на поверхность земли".

Сезонные праздники цветов проводились и в Бухаре, о чем свидетельствует название Бухарских  ворот - Наубехар (Наубахор), через которые шли к месту праздника красного цветка – к мазару Ходжи Баховаддина. Однако слово наубахор имеет значение 'ранняя весна', что указывает «на существование за этими воротами культового центра, связанного с праздником весны». До нашего же времени сохранился только летний праздник, получивший свое название гули сурх от более важного весеннего праздника.  Таким образом,  «в ходе исторического развития древний культ природы был изжит. Из всего цикла праздников цветов в Бухаре сохранился только тот, который был посвящен летнему цветку – розе».

У таджиков сохранились представления о сезонных праздниках цветов, в основе которых лежал  обычай  празднования зацветания некоторых растений. Когда ранней весной зацветали маленькие желтые цветочки среднеазиатского подснежника-бойчечака, мальчики уходили собирать их в степь, и по возвращении обходили  дома с букетиками в руках, распевая специальную песенку. Их одаривали лакомствами за радостную весть.

У таджиков Северного Афганистана (мазари-Шариф) праздники цветов представляли собой целый цикл, охватывая весь вегетативный сезон, все этапы сельскохозяйственных работ. Бойчечак, вероятно, возвещал начало пахоты, тюльпан или мак – начало сева, роза или джида знаменовали наступление сезона жатвы. Также и М.С. Андреев пишет, что в городе Мазари-Шариф «большинство населения которого, по его мнению, было таджикским», проводились  праздники цветов, в которых "тюльпанам было посвящено специальное гулянье – третье с начала года; первые два отмечали там зацветание еще более ранних цветов, в частности, бойчечака. Четвертым было гулянье по поводу появления розы – гули садбарг".

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I:
  2. Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба;
  3. Пещерева Е.М. Некоторые дополнения к описанию праздника тюльпана в Ферганской долине;
  4. О.А. Сухарева. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX – начало  XX в.)// Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии;
  5. Андреев М.С. По этнологии Афганистана.