ПлющЭтот вечнозеленый ползучий кустарник древние римляне называли хедера и под этим родовым научным названием – Hedera - плющ вошел в классификационную систему К. Линнея. Цепляясь за стены и стволы деревьев, плющ может подниматься на большую высоту и, покрывая стену сплошным зеленым ковром, свисая  с балконов и оконных проемов, служит красочным украшением здания.

Цветет плющ поздно - в сентябре – октябре, а зимой можно увидеть на побегах сине-черные ядовитые ягоды, созревающие следующей весной. Свое название «плющ» это растение могло получить от «плюю», «плевать» в виду неприятного вкуса растения. Известно, что ягоды на ветвях всегда привлекали внимание человека, а поскольку ягоды плюща очень ядовиты, возможно, знающие  предостерегали неосторожных лакомок криком «плюй!». Были зафиксированы случаи смертельного отравления этими ягодами.

 

Некоторые разновидности плюща содержат токсичные вещества, которые вызывают экзальтированное состояние, похожее на помутнение рассудка. Вероятно, с этой целью листья плюща жевали неистовствующие менады, взывая к Дионису Плющевому (Эвию)и Дионису Шумному (Бромию). По одному из имен Диониса – Вакх – менады назывались вакханками и были вооружены тирсами – сосновыми ветвями, увитыми или виноградными листьями или плющем и увенчанными еловыми шишками.  Использование плюща указывает  на то, что бог вина и опьянения  прежде соотносился с пивом. Р. Грейвс поясняет по этому поводу, что «прежде использовался другой опьяняющий напиток: еловое пиво, приправленное плющем и подслащенное медом». На пелике из Керчи Дионис изображен в образе младенца, которого вручают  Гермесу. Дитя завернуто в шкуру пятнистого оленя и увенчано плющем,

Виноградная лоза была десятым деревом священного древесного года, а плющ – одиннадцатым деревом, соответствовавшим октябрю, когда зацветал плющ и, пирующие менады, чтобы опьянеть, жевали его листья. Кроме того, греческий плющ, имевший пятиконечный лист, был символом творящей длани земли-богини Реи.

Кельты использовали плющ и падуб в своих зимних празднествах "для прославления Брана, бога воинов".

Еще одной особенностью плюща являлось использование его для приготовления красной краски. Феофил, византийский монах (Pyper. О ремеслах, гл. 98), говорит, что «поэты и художники любят плющ, потому что в нем сокрыты тайные силы... В марте, когда по деревьям поднимаются соки, если проколоть в нескольких местах стебель плюща, из него выделится клейкая жидкость; если ее смешать с мочой и прокипятить, она обретает цвет крови... применяемый в живописи и украшении рукописей».

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  2. Мартин Нильсон. Греческая народная религия;
  3. Сандра Форти. Символы. Энциклопедия..