МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Цветы

Цветы в мифологии

Кактус. Часть 4

Кактусы в мифологииКактус, пейотль, играл такую важную роль в культуре индейцев, что никакие усилия христианских миссионеров не смогли искоренить  культ этого священного, по представлениям индейцев, растения. До сих пор уичоли называют себя «людьми оленя».

Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать  увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство -   наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.

Отношение  уичолей к пейотлю в корне отличается  от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику.  Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».

Подробнее...

Кактус. Часть 3

Кактусы в мифологииСам поход за кактусом обставляется учолями как выслеживание оленя. Представления о пейотле как о  Божественном  Олене, о Кайюмари – Оленьем боге, о божествах-предках (Какауйарикси), об Огне, который воплощен в кактусе и в образе первошамана, о центре творения, - все они   ведут в  пустыню Виракуту. Пейот назывался Старшим Братом и Духом-Хозяином Оленя, который позволял индейцам «найти свою жизнь» через видения.

В поход за священным кактусом отправляются за три сотни миль в гористые районы Сьерра-Мадре в западной Мексике. Там был сотворен мир, там некогда жили первые люди, и первый шаман когда-то возглавил откочевавших из этих мест божественных предков в походе, возвращавшем их в священный центр мира. По преданию боги-прародители «сидели, образовав круг, в храме уичолов, и каждый жаловался на свои недуги».

Подробнее...

Кактус. Часть 2

Кактусы в мифологииДля сбора божественного кактуса Пейотля, который не произрастал в их стране,  уичоли совершали раз в году специальный поход в Виракуту, обставляя свое предприятие особыми ритуалами. Индейцы этого племени считают, что их предки вышли из этой пустыни и представляют ее неким раем, сакральным пространством, в сущности принадлежащим потустороннему миру.  Фактически это физическое путешествие является отражением духовного проникновения в мир духов, доступ к которому уичоли получали в ритуалах вкушения пейотля.

Восприятием Виракуты как страны, находящейся в потустороннем мире, объясняется правило называть в походе вещи не своими именами, например, голову -  горшком, нос - мужским членом, волосы -  волокнами или корнями кактуса. Ведь в ином мире все наоборот, все перевернуто. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота».

Подробнее...

Кактус. Часть 1

Кактусы в мифологииРодина кактусов – Южная Америка. Своим названием кактус, благодаря  колючкам,  обязан чертополоху, один из видов которого в греческом языке обозначался как  κακτος.  Большинство кактусов приспособлено к длительным засушливым периодам. Среди них встречаются многометровые колоннообразные гиганты или разветвлённые «канделябры» весом в несколько тонн, растения, образующие невысокие колючие заросли, крошечные шарообразные растения — не превышающие во взрослом состоянии 1,5—2 см в диаметре.

Некоторые кактусы (Opuntia ficus-indica) использовались в религиозных ритуалах,  служили  продуктом питания, другие -  в качестве медицинских препаратов, как строительный материал или в качестве источника красящих веществ. Цветущий кактус, изображенный на мексиканском гербе – это напалея кошениленосная. Это растение знаменито тем, что на нем в огромном количестве размножается тля-кошениль, из высушенных особей которой получают  алую краску для тканей и пищевой краситель.

Подробнее...

Анютины глазки

Анютины глазки в мифологииАнютины глазки или фиалка трехцветная (лат. Víola trícolor), цветок, который считается непригодным для сада, так как суеверие связывает эти эти нежные, многоцветные цветы с загробным миром - их называют  «цветы для покойников». В Центральной России анютины глазки традиционно сажали на могилах.

В Англии существовала примета, что если рвать  анютины глазки в ясный день, то вскоре пойдет дождь. Поскольку практически во всех мифологических системах дождь (как и погода в целом) находится «во власти» умерших предков, «английское суеверие, усматривающее взаимосвязь между анютиными глазками и дождем, и русское поверье, называющее их «цветами мертвых», находятся во взаимодополняющих отношениях в "пространстве" единого комплекса мифо-поэтических представлений».

Подробнее...

Дикий бадьян

Дикий бадьянДикий бадьян (Dictamnus albus) или ясенец, ясенник, волкана - растение из семейства рутовых, растущее на Кавказе, в Сибири и Средней Азии. Примечательно тем, что содержит ядовитое эфирное масло, которое может вызвать даже ожог на коже при соприкосновении с растением. Дикий бадьян источает сильный и неприятный запах.

Это растение греки называли  «diktamnon» поскольку оно было посвящено критской богине луны Диктинне («та, что с горы Дикта») .  «Древние относились к бадьяну с уважением, смешанным со страхом, из-за его любопытных свойств, давших ему иное имя – «растение-газ». Бадьян в небольших количествах выделяет горючий газ, который может вспыхнуть, если зажженную спичку или какой-нибудь другой источник огня поднести к цветку у основания стебля».

Подробнее...

Белена

БеленаБелена – растение ядовитое, которое может вызвать судороги и временное помешательство. Плиний утверждал, что четыре листа белены, добавленные в питье, сделают человека сумасшедшим.  Отсюда и такие название этого растения, как «сумасшедшая трава», «ядовитый табак», «свиной боб» (или «отрава»). Считалось, что белена способствует ясновидению, а сжигая ее листья на огне, можно вызывать духов.

Съесть любую часть белены, особенно корень, считалось крайне опасным, потому что, как считалось, от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс. Этому растению приписывали и снотворные свойства. В Уэльсе бытовала примета, по которой ребенок, уснувший подле белены, уже никогда не проснется. Горячая ванна для ног из отвара белены перед сном применялась как средство от бессонницы.

Подробнее...

Молодило

МолодилоМолодило,  Живучка, или Каменная роза (лат. Sempervívum) — многолетняя мясистая трава, известная также под названием «заячья капуста».  Название рода происходит от лат. semper — всегда, vivus — живой. Траву молодило традиционно связывали с громовержцем, огнем и молнией и высоко ценили как защитное средство от них. Считалось, что  если молодило растет на крыше, в дом никогда не ударит молния, и он не сгорит.

Эту траву нельзя было выкорчевывать или срезать поскольку в этом случае можно было ожидать несчастья. Растение, защищающее от огня, естественным образом должно было лечить ожоги. С этой целью выжимался из листьев маслянистый сок и прикладывался к ожогу либо сам по себе, либо в смеси с подорожником, тоже считавшимся магической травой. В русской народной медицине настой из листьев заячьей капусты используется при лечении грыжи.

Подробнее...

Вереск

Цветущий верескВереск - вечнозелёный сильно ветвящийся кустарник с мелкими трёхгранными листьями и цветочками лилово-розового цвета или белого. Растет вереск в сосновых лесах, на гарях, торфяных болотах, часто образуя большие заросли, так называемые верещатники (вересковые пустоши).

Родовое латинское название вереска обыкновенного (Calluna vulgaris) происходит от греческого слова kallyno "делать красивым, чистить", так как из вереска делали мётлы. Видовое название vulgaris дано этому растению из-за широкой распространённости вида.

Вереск (норв. Røsslyng) — национальный цветок Норвегии. В Британии белый вереск считается счастливым растением, так как на нем единственном нет крови пиктов, которых когда-то безжалостно вырезали саксы и римляне. В Шотландии добавляют, что «вереск никогда не вырастает на могилах членов клана».

Подробнее...

Наперстянка

НаперстянкаНапе́рстя́нка, или Дигиталис (лат. Digitális) – травянистое многолетнее растение, привлекающее внимание густо обсыпающими его цветками, форма которых напоминает наперсток или пальчик. По латыни «digitus» - палец, «digitabulum» - наперсток. Растение связывалось с  умершими и с существами из потустороннего мира. В древности существовало представление о том, что души умерших обитают в цветках наперстянки (также, как в цветках тимьяна и бобов).

Английское название наперстянки - «foxglove» («лисья перчатка») является искаженным  «Folks’Glove» (досл. «народная перчатка»), что означало «маленький народец», т. е. фей. С лисами это растение может быть связано другой легендой, по которой злые феи отдали соцветия наперстянки лисе, чтобы та смогла надеть их на лапы и незаметно, тихой поступью прокрасться по лесу. Кроме того, это растение называли «перчатками домового» и «колокольчиками мертвеца».  

Подробнее...

Реклама

Книги