Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Цветы

Цветы в мифологии

Мак. Часть 1

Цветущие макиЕсть много разновидностей этого удивительно нежного цветка – мака, который с древнейших времен ассоциировался со сном,  плодородием и смертью. Лепестки мака бывают разных цветов: красного, белого, голубого, желтого.  Голубой мак цветет в далеких Гималайских горах, а желтый – полярный красавец, выживает  даже под льдами. Мак - древнейшее культурное растение. Среди разнообразия его видов выделяются два основных, на которых главным образом и строится мифология мака: Papaver rhoeas L. мак самосейка и Papaver somniferum L. - мак снотворный. Название последнего состоит из papa — детская кашка,  ver — настоящий и somnifer — снотворный от somnus — сон и fero — несу). В семенах мака нет опия, и они могут служить отличной пищей.  Родиной мака предположительно считается Средиземноморье, откуда он распространился по всему свету, везде обрастая соответствующей мифологией.

Мак. Часть 2

Цветущий макВ древности зеленые головки отцветшего мака, наполненные семенами, ассоциировались с человеческими головами, и, поскольку по-гречески голова называлась kodeia, цветок получил название kodeion. Это сходство позволило римскому царю Нуме заменить головками мака человеческие жертвоприношения Юпитеру, а римскому императору Юнию Бруту, правившему в IV в. до н.э., заменить жертвоприношения детей богине Мании на головки мака и чеснока. В России церковные главы часто носят название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину сопровождалась постоянно народным эпитетом «золотые маковки».

Обилие семян вызывало ассоциацию и с дождевыми каплями; по этой причине мак использовали в обрядах вызывания дождя. В Полесье, к примеру, во время засухи в  колодец бросали («сеяли») зёрнышки мака и колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле!». Макаркой называли мифического утопленника, который, по существующим поверьям, мог, как привести дождевые тучи, так и отогнать ненастье от села. Сербы, к примеру, для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих «говяд»(=грозовые тучи) от полей и угодьев.

Мандрагора

Мандрагора в старинной книгеМандрагора -  растение, с которым связаны многочисленные поверья, в Европе именовалась «цветком ведьм».  Однако знаменито оно  не цветком, а корнеплодом. За свое удивительное сходство с  человеческой  фигурой  раздвоенный корень этого растения получил название  «человек-змея», по-английски mandrake, откуда и произошло само название растения. Вплоть до Нового времени мандрагора высоко почиталась как альраун (волшебный корень).  Пифагор называл мандрагору  «человекоподобным растением», а Колумелла – «травой-получеловеком». Именно сходство с человеческой фигурой породило представление о способности мандрагоры излечивать бесплодие у людей и животных и способствовать возникновению любви. Суеверие это возникло в древности и нашло отражение  в Книге Бытия(30:14-17), где упоминаются «мандрагоровые яблоки», которые бесплодная Рахиль выменяла у Лии.

Молодило

МолодилоМолодило,  Живучка, или Каменная роза (лат. Sempervívum) — многолетняя мясистая трава, известная также под названием «заячья капуста».  Название рода происходит от лат. semper — всегда, vivus — живой. Траву молодило традиционно связывали с громовержцем, огнем и молнией и высоко ценили как защитное средство от них. Считалось, что  если молодило растет на крыше, в дом никогда не ударит молния, и он не сгорит.

Эту траву нельзя было выкорчевывать или срезать поскольку в этом случае можно было ожидать несчастья. Растение, защищающее от огня, естественным образом должно было лечить ожоги. С этой целью выжимался из листьев маслянистый сок и прикладывался к ожогу либо сам по себе, либо в смеси с подорожником, тоже считавшимся магической травой. В русской народной медицине настой из листьев заячьей капусты используется при лечении грыжи.

Наперстянка

НаперстянкаНапе́рстя́нка, или Дигиталис (лат. Digitális) – травянистое многолетнее растение, привлекающее внимание густо обсыпающими его цветками, форма которых напоминает наперсток или пальчик. По латыни «digitus» - палец, «digitabulum» - наперсток. Растение связывалось с  умершими и с существами из потустороннего мира. В древности существовало представление о том, что души умерших обитают в цветках наперстянки (также, как в цветках тимьяна и бобов).

Английское название наперстянки - «foxglove» («лисья перчатка») является искаженным  «Folks’Glove» (досл. «народная перчатка»), что означало «маленький народец», т. е. фей. С лисами это растение может быть связано другой легендой, по которой злые феи отдали соцветия наперстянки лисе, чтобы та смогла надеть их на лапы и незаметно, тихой поступью прокрасться по лесу. Кроме того, это растение называли «перчатками домового» и «колокольчиками мертвеца».  

Нарцисс

НарциссыНазвание нарцисса  происходит от греческого слова «narke», «наркотическое опьянение». Луковица нарцисса ядовита. Нарциссы предпочитают расти вдоль берега водоема, отражаясь в воде. Вероятно, эта особенность и породила миф о Нарциссе, юноше необыкновенной красоты, постоянно любовавшимся своим отражением в воде. Нарциссы считались символом подземного царства мертвых. Павсаний утверждал, что перед возвращением в Аид Персефона, ставшая царицей подземного мира, собирала нарциссы. "В христианстве Нарцисс превратился в иерусалимского епископа, жившего во II в. н. э. Ему приписывалось необычайное долголетие (116 лет), которое как уверяли ранние христиане, было даровано их религией. Однако во времена «св. Нарцисса» иерусалимский храм был посвящен Венере и ее умирающему возлюбленному - богу Адонису, второе имя которого было Нарцисс. Считалось, что шестилепестковые цветки нарцисса соответствовали шестидольному символу Венеры и священной гексаграмме, которая символизировала сексуальный союз Бога с Богиней». (1)

Орхидея

ОрхидеяУдивительно красочные  цветы – орхидеи - разнообразием своих форм и ароматов всегда привлекали внимание человека. Орхидеи делятся на две большие группы: эпифитные и наземные, но строение цветков у всех одинаково. Особенно примечательна так называемая «губа» - один из трех внутренних лепестков, отличающийся от остальных своей величиной, формой и окраской. Именно этот лепесток-губа привлекает нектаром насекомых.

Своей расцветкой эти волшебные цветы напоминают то бабочек, то яркое оперение тропической птицы, а формой могут походить на какое-то таинственное животное или звезду, или башмачок или на ладонь с растопыренными пальцами.

Солнечные цветы

Цветок подсолнечникаЦветы желтого цвета служат неоспоримым символом солнца. Даже в названии некоторых из них видна связь с солнцем: Под-солнечник. Этот великан цветочного семейства так предан солнцу, что с восхода до заката солнца поворачивается в направлении солнечных лучей. Греческий миф повествует о том, как Аполлон отверг любовь Клитии, дочери  царя Вавилона, обратив внимание на ее сестру, Левкотею. Ревность Клитии стала причиной смерти Левкотеи, а Клития превратилась в цветок, который всегда поворачивает свой лик к солнцу. Греки так и называли подсолнечник - "клития" или "клейто" ("знаменитая").

Гелиотроп получил свое название (Гелиос — Солнце и тропе — поворот) не за окраску - его цвет сиреневый -, а  за то, что его цветки, подобно подсолнечникам, поворачиваются в сторону источника света. И этот цветок греческий миф связывает с Клитией, но не с вавилонской принцессой, а нимфой, дочерью Океана, страстно и безответно полюбившей Гелиоса, бога солнца.  Несчастная нимфа  не могла оторвать взора от любимого и весь день с тоской  поворачивала голову вслед за двигавшимся по небосклону светилом. Без воды и пищи нимфа иссохла и превратилась в цветок гелиотропа.

Фиалка

ФиалкиФиалка (лат. Viola odorata, греч.  Ionia) - маленьких цветок с сильным запахом, который, согласно народному поверью "учит скромности", потому что этот провозвестник весны растет в тени более высоких растений. По греческому мифу. в тот злополучный для Персефоны день, когда она была похищена богом загробного мира Гадесом, она вместе с подругами  собирала на лугу крокусы, розы, гиацинты и  фиалки.

Греческий миф об Аттисе, божестве фригийского происхождения, повествует о том,  как фиалки возникли из капель его крови. Аттис, "видимо, был богом растительности. Во время праздника, справлявшегося весной, жители Фригии ежегодно оплакивали смерть этого бога и радовались его воскресению".(1) Согласно одной из версий мифа, особенно распространенной в Пессинунте - центре культа Матери богов Кибелы, Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови. По мнению Дж. Фрэзера членовредительство Аттиса "очевидно, является попыткой объяснить членовредительство жрецов, которые, поступая на службу богине, непременно оскопляли себя". 

Цветы. Часть 1

Цветы играли важную роль в мифологииЦветы и бабочки своей многоцветной красотой и хрупкостью всегда поражали человеческое воображение. Многообразие окрасок, перелив нежнейших оттенков и самая различная  форма ставят   цветы в первый ряд поразительных по красоте творений природы. Сложный и долгий путь эволюционного развития прошли цветы, из которых сегодня мы составляем букеты. Их размеры могут  варьироваться от крошечного - диаметром всего около 1 мм, до гигантского – таким  предстает цветок раффлезии Арнольда, достигающий в диаметре 91 см и весящий около 11 кг!  Мы видим их растущими на земле, на воде,  в воздухе. Одни из них любят солнечный свет и тянутся к нему, другие скромно предпочитают тень, третьи заболоченные места. Встречаются среди этих красивых созданий и безжалостные убийцы, и удивительные лекари. Неудивительно, что с древнейших времен цветы привлекали к себе внимание человека. Об их происхождении слагались легенды, с ними были связаны многочисленные поверья, их образ использовался как метафора быстролетной юности и мимолетной красоты, как символ земли, раскинувшейся на водах, или символ лучистого солнца. 

В мифологическом плане раннее появление весенних цветов связывало их с представлениями о детстве и юности, их увядание под набирающими силу солнечными лучами, с безвременной смертью. Греки и римляне на всех своих праздниках всегда носили венки из цветов.  В русской обрядности венки украшали девиц в праздничных хороводах. С помощью венков, бросая их в проточную в воду, гадали о сроке жизни: утонувший венок был плохим знаком, считалось, что его владелица умрет в течение года.  Во многих традициях цветы использовались в похоронной и погребальной обрядности: усопших и их могилы осыпали цветами. Сколь древна эта традиция можно видеть на примере неандертальского захоронения в пещере Шанидар (см. Загробный мир. Часть1)  А. Голан пишет, что "цветы, будучи плодами земли, в символике неолита были связаны с культом божества земли. В Древней Греции на празднествах водили в процессии быка, украшенного цветами, а в Древнем Египте – барана, украшенного цветами".

Цветы. Часть 10

Трехцветный вьюнокЗападный цветочный календарь (окончание). Символ августа - алый мак  служил символом плодородия из-за множества семян, заключенных в семенной коробочке. Поэтому он являлся атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини  на острове Самос украшались маковыми головками мака. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Деметра). Ее статуи украшались венками, сплетенными из пшеницы и маков. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак). Мак был атрибутом бога сна Гипноса.

Цветы. Часть 2

ГиацинтСколь разнообразно и велико количество цветов, столь же многочисленно и  количество  всевозможных примет и поверий, связанных с ними. В большинстве случаев  цветок выступает символом души и его происхождение связывается с пролитием крови,  со смертью и загробным миром.

В греческой мифологии из капель крови Прометея вырастает чудесный цветок, из которого Медея делает мазь, предохранившую Ясона от жара, изрыгаемого огнедышащими быками. Жители острова Саламина рассказывали, что "когда умер Аякс, то в их стране впервые появился цветок, белый с красноватым оттенком; и сам он и его листья немного меньше лилии; и на нем видны те же буквы, как на гиацинте". (1)

Цветы. Часть 3

Цветок чертополоха у многих народов считался оберегом от злых силС некоторыми цветами связывались не только представления о смерти, но и апотропеические свойства. Так, в Испании  считали, что "цветок, вынутый в полночь из источника, якобы снимает чары, излечивает от болезней, приносит счастье". Согласно античной традиции, чертополох может разрушать злые знаки и изгонять демонические силы. Если его съест беременная женщина, у нее родится мальчик. В Китае чертополох считался символом стойкости и долговечности, потому что растение не теряло свой формы после обрезки.  На христианском Западе чертополох напоминал о страданиях Христа и мучеников.  "Изображения мучеников часто обрамляются усиками чертополоха".  В русской традиции чертополох считается растением-оберегом.

Цветы. Часть 4

Цветки кактусаЦветы играли важную роль в  мифологических представлениях индейских племен. Происхождение цветов связывалось в тольтекском мифе с волосами богини, из тела которой была создана земля: верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тескатлипоку, чёрного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли, которые  ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам, Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал» («История Мексики» А. Теве). Из богини сделали землю, из её волос - деревья, цветы и травы, из глаз - колодцы, источники, пещеры, из рта - реки и большие пещеры, из носа - долины гор, из плеч - горы.

Цветы. Часть 5

Цветок ирисаЦветы были атрибутом многих божеств, в частности древнеримская богиня Флора неизменно изображалась с корзинкой, полной весенних цветов. Наверное были среди них и нежные ирисы, родовое название которых произошло от греческого слова «iris» — радуга. В честь богини радуги Ириды и был назван ирис. Греческой Афродите были посвящены кроме голубя, жемчужины, морского анемона и раковины также и цветы. В Сикионе находился священный участок богини со святилищем, посвященном  ей. Статуя в святилище изображала богиню с маком в одной руке и яблоком в другой. При описании достопримечательностей Элиды Павсаний упоминает святилище Харит: "одна из них держит розу, средняя – игральные кости, а третья – небольшую веточку мирта. Причину, по которой у них в руках указанные вещи, можно было бы объяснить так: роза и мирт посвящены Афродите и всегда функционируют в сказаниях об Адонисе...".

Цветы. Часть 6

Цветы – атрибут пери, добрых духов персидской мифологииЯзык цветов – это язык любви.  Легенды о превратившихся в цветы влюбленных переходят из уст в уста. У китайцев есть красивая легенда, согласно которой все женщины в мире духов имеют форму какого-нибудь цветка. Цветы – атрибут пери (букв. «крылатый»), добрых духов   персидской мифологии, которые  в образе прекрасных крылатых женщин охраняют людей от злых духов. В таджикском фольклоре сохранились архаические представления об этих духах, в частности, ночной характер их проявления и утрату активности при свете дня. По памирским верованиям пери связаны и с цветами, и с водой: когда пери смеется, цветы падают у нее изо рта, когда плачет – жемчуг скатывается на землю. Само появление пери сопровождалось  необыкновенным ароматом и благоуханием.

Цветы. Часть 7

C помощью букета цветов можно было передать различные чувстваЦветочная символика стала основой «языка цветов». Каждый цветок имел свое значение и служил средством передачи любовных посланий. В некоторых странах цветы представляли собой сложный язык. Примечательным примером служит "Селам", язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII. Через несколько лет этот язык появился и в Англии, после того, как писательница Уортли Монтегю, посетив Турцию, изучила как при помощи правильно составленного букета выразить самые разные чувства - от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.

В цветочном послании были важны такие детали, как были ли цветы преподнесены соцветиями вверх или вниз, были ли убраны шипы или листья, и находились ли они в правой или левой руке. Даже наклон руки имел свой смысл: наклон вправо означал утвердительный ответ, влево - отрицательный. Также было важно куда поместит цветок принимающий его: если в прическу, то это означало предостережение, если у сердца - любовь. Большая часть этого цветочного языка была утеряна и в настоящее время крайне редко можно ожидать понимания того, что сказано цветами и получить ответ.

Цветы. Часть 8

В китайском календаре цветущая вишня обозначала январьВ некоторых культурах каждый из 12 месяцев года символизируется особенным цветком. Приведем два "цветочных" календаря, восточный - китайский и западный. В китайском календаре символами месяцев являются следующие цветы: январь - цветы вишни; февраль - цветы персика; март - пион; апрель - цветы вишни; май - магнолия; июнь - цветы граната: июль - лотос; август - цветы персика; сентябрь - мальва; октябрь - хризантема; ноябрь - гардения и декабрь - мак. Как видим, в пяти случаях символами выступают цветки деревьев, причем цветы вишни и персика - дважды: цветы вишни в феврале и апреле, цветы персика в феврале и августе.

Цветы. Часть 9

В европейском цветочном календаре хмель был символом октябряЗападный вариант цветочного календаря отличается от китайского тем, что в нем  символом месяца выступает всего два дерева - боярышник и падуб.  Общими с китайским календарем являются цветы хризантемы и мака. Символом января является подснежник, февраля - первоцвет, марта - фиалка, апреля - маргаритка, мая - боярышник, июня - жимолость, июля - водяная лилия, августа - мак, сентября - вьюнок, октября - хмель, ноября - хризантема и декабря - падуб.

Подснежник является символом надежды, - потому что это один из первых предвестников грядущей весны, и чистоты - из-за своей девственной белизны.  Однако самое распространенное суеверие связывает этот цветок со смертью и несчастьем.(подробнее см. в Подснежник).

Страница 3 из 3