ГиацинтСколь разнообразно и велико количество цветов, столь же многочисленно и  количество  всевозможных примет и поверий, связанных с ними. В большинстве случаев  цветок выступает символом души и его происхождение связывается с пролитием крови,  со смертью и загробным миром.

В греческой мифологии из капель крови Прометея вырастает чудесный цветок, из которого Медея делает мазь, предохранившую Ясона от жара, изрыгаемого огнедышащими быками. Жители острова Саламина рассказывали, что "когда умер Аякс, то в их стране впервые появился цветок, белый с красноватым оттенком; и сам он и его листья немного меньше лилии; и на нем видны те же буквы, как на гиацинте". (1)

 

Юный  Гиацинт (Гиакинф) был догреческим божеством, культ которого был вытеснен культом Аполлоном. В позднейших мифах Гиацинт выступает любимцем Аполлона, обучавшем юношу метанию диска. Бог западного ветра Зефир, приревновавший юношу к Аполлону, направляет брошенный диск в его голову, и Гиацинт погибает. Из капель его крови  вырастают цветы, представляющие собой стебель, усеянный по всей длине маленькими цветочками, похожими на лилии и издающими дивный аромат. "В Англии гиацинт называют "заячьим колокольчиком"". А из капель крови Аттиса вырастают фиалки (см. Фиалка)

Анемоны, от которых рдели  склоны ливанских гор после зимних дождей, выросли из капель крови юного Адониса, пораженного вепрем: "Не минуло полного часа, - / А уж из крови возник и цветок кровавого цвета. /.../ Слабо держась на стебле, лепестки их алеют недолго, / Их отряхают легко названье им давшие ветры". (Овидий. Мет. X 730-739) ("анемон"="ветренница"). По второму варианту, приведенному  Лукианом,  река Адонис ежегодно окрашивается в красный цвет, когда по преданию в горах Ливана гибнет Адонис.

Гименея, бога брака греков и римлян, изображали в виде юноши, украшенного гирляндами цветов и с факелом в руке. На одной из краснофигурных ваз изображен Гермес, выслушивающий приказание, которое отдает ему Зевс. На голове Гермеса крылатая шапка, на ногах - сандалии, в одной руке он держит кадуцей, а в другой - цветок. Из другой части росписи видно, что Гермес послан к женской фигуре, поднимающейся из земли, и к мужчине в рабочем хитоне, который левой рукой помогает женщине, а в правой держит молоток. На женщине белая брачная одежда, на голове венец и ниспадающее вниз покрывало. Над ее фигурой изображен летящий Эрот. "Все действующие лица пояснены надписями: Зевс, Гермес, Эпиметей и Пандора".

В культе Эвменид, которых сикионяне называли "Милостивыми"  в жертву им на однодневном празднике в их честь приносили цветы вместо венков, суягных овец и мед, смешанный с вином.

В германо скандинавской и иранской мифологиях тоже известен мотив происхождения весенних цветов из капель крови.  А. Н. Афанасьев приводит указание Я. Гримма на  "одну северную сагу, по свидетельству которой боров ранил спящего Одина и сосал из него кровь: "там, где капли его божественной крови оросили землю, на следующую весну выросли цветы".  В иранском эпосе чудесный цветок вырастает из крови героя Сайваршана («черный конь», Сиявуш), сына Кая Кавуса. "Кровью Сиявуша" назывались смола драконова дерева и выделения разных видов семейства лилейных.

В русской загадке дается такое изображение Смерти: «стоит дерево, на дереве цветы, под цветами котел (или корыто), над цветами орел – цветы срывает, в котел бросает; цветов не убывает, в котел не прибывает». Разгадка: дерево – мир, цветы – люди, орел – Смерть, котел или корыто – гроб.

Анютины глазки в русской традиции  считаются "покойницкими цветами". Их обычно сажают на могилах.

Использованные материалы:

  1. Описание Эллады. Павсаний, кн. 1;
  2. Мифологический словарь;
  3. Уокер Барбара. Символы, сакралии, таинства;
  4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу;
  5. Кинжалов Р.В. Проблема реализации вариантов мифа в повествовательном фольклоре и изобразительном искусстве // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами.