МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Кактус. Часть 3

Кактусы в мифологииСам поход за кактусом обставляется учолями как выслеживание оленя. Представления о пейотле как о  Божественном  Олене, о Кайюмари – Оленьем боге, о божествах-предках (Какауйарикси), об Огне, который воплощен в кактусе и в образе первошамана, о центре творения, - все они   ведут в  пустыню Виракуту. Пейот назывался Старшим Братом и Духом-Хозяином Оленя, который позволял индейцам «найти свою жизнь» через видения.

В поход за священным кактусом отправляются за три сотни миль в гористые районы Сьерра-Мадре в западной Мексике. Там был сотворен мир, там некогда жили первые люди, и первый шаман когда-то возглавил откочевавших из этих мест божественных предков в походе, возвращавшем их в священный центр мира. По преданию боги-прародители «сидели, образовав круг, в храме уичолов, и каждый жаловался на свои недуги».

 

 

Кактусы в мифологии

Боги стали просить Великого Шамана, Огонь, определить причину болезней.  Ответ шамана гласил, что их страдания вызваны тем, что они никогда не охотились на божественного Оленя (Пейотля) в Вирикуте, как это делали их предки, и поэтому лишены целительных сил  его чудодейственной плоти.

Тогда было принято решение вооружиться луками и стрелами и отправиться в далекую страну Оленя-Пейотля, чтобы «отыскать свои жизни». Только вернувшись в свой мифический мир, заполучив там священный кактус-олень и вкусив его плоти,  люди смогли  вновь обрести утраченную целостность. После этого первого похода, каждая возглавляемая шаманом охота за пейотлем в Вирикуту «символизирует возвращение в рай к первозданным основам бытия».

Группы по 10-15 паломников, возглавляются  шаманом, который духовно общается с Татевери, старым богом огня,   «первошаманом», некогда упорядочившим вселенную, посадив четыре огромных дерева в четырех углах света, а пятое – посередине, чтобы оно удерживало центр неба.  Все последующие шаманы  по его  примеру  в сопровождении соплеменников предпринимают ежегодный поход к истокам  происхождения своего племени в поисках Божественного Оленя.

Таким образом, традиция, установленная в еще мифические времена шаманом Татевери, «нашим Дедом», как называют его уичоли, продолжает сохраняться до настоящего времени. Когда шаман, возглавляющий паломничество, находит первый пейотль, он объявляет, что «видел следы оленя». Затем он «поражает» кактус стрелой из лука – будто это олень, которого он выследил на охоте.

«Уичолы говорят, что верхом на священном Олене можно добраться до Высших уровней космоса. Этот Олень также является духом-помощником, которого призывают во время обрядов целительств». Кактус либо употребляют свежим, порезав на маленькие кусочки, либо вымачивают в воде, приготовляя смесь, символизирующую единство сухого и дождливого сезонов.

 

Использованные материалы:

  1. Эдвин Крапп. Боги с небес. Как интерпретация небесных знамений повлияла на развитие цивилизации;
  2. Невилл Друри. Шаманизм.

Реклама

Книги