МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Грибы. Часть 3

Грибы в мифологииВ традиции некоторых западно- и восточно-европейских  народов происхождение грибов связывается  с кусками хлеба, что указывает на грибы как на источник хорощей пищи.  У  венгров, словаков, литовцев, украинцев и белорусов хлеб превращается в грибы.

В немецкой легенде Св. Петр ест украдкой от Христа хлеб, который ему подала женщина. Застигнутый Христом врасплох, Св. Петр давится хлебом и «хлеб превращается в грибы». Австрийцы  объясняют происхождение лисичек, появляющихся ко дню летнего солнцеворота, из выплюнутых кусков пончика, которые Св. Петр пытался съесть украдкой от Христа. Каждый раз, когда Св. Петр хотел проглотить кусочек пончика, Христос его о чем-то спрашивал, и святой был вынужден выплевывать кусочек.

Во многих мифах происхождение грибов связывается с человеком. У африканских бамбара оно связано с неким юношей, превратившимся в гриб, который  возвращает приветствие, если, здороваясь,  прикоснуться к нему. В мифе индийских племен музо и лушеи в гриб превращается девушка, обидевшаяся на младшую сестру за то, что та отказалась поделиться с ней дикими огурцами, От огорчения девушка стала проваливаться в землю, а когда ее начали тянуть наверх, ноги девушки остались в земле, и она превратилась в гриб.

 

Индейцы напо, обитающие в Западной Амазонии, считают, что  утонувшие при потопе люди превратились в грибы, а мужчины племени канело, проживающие там же, называют друг друга ала (гриб) - возрожденное существо. У яномами, проживающих в Южной Венесуэле, тоже существовало представление о том, что прежние люди превратились в древесные грибы, скорпионов и стервятников. Новое поколение происходит из капель крови Месяца: когда он возносится на небо  люди пускают в него стрелы за то, что он убил свою жену.

В мифологических представлениях орочей души людей принимают форму гриба. Считалось, что после смерти душа поднимается в верховья рек к их хозяйкам – старухам. Эти старухи вскармливают попавшие к ним души золой из очага, после чего души принимают форму гриба, и старухи сбрасывают их на землю. Попав в средний мир, такой гриб-душа оказывается в теле женщины и дает начало акту рождения.

Представление о душах-грибах существует и у семангов Малаккского полуострова, но такие души соотносятся только с животными. Они  верят, что высший небесный бог Кари наделяет все живые существа  душами. «Души животных он рассыпает, как семена по земле; там, где падают души, возникают грибы. Праматерь зверей, прежде чем произвести на свет потомство, вкушает грибы и соответственно находящимся в них душам рождает животное того или иного вида. В ядовитых грибах содержаться души опасных для человека животных».

По мифу батаков, проживающих на  о. Суматра, дочь ящерообразного Туан Рума Ухира, который считался праотцем людей, одного из перволюдей вырастила из гриба.

 

Использованные материалы:

  1. Ю. Березкин. Тематическая классификация и  распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.  Аналитический каталог;
  2. А.Ф. Космогонические представления народов Сибири;
  3. Мифы народов мира, т. II;
  4. В.Н. Топоров. Семантика мифологических представлений о грибах // Balcanica Лингвистические исследования, 1979г.

Реклама

Книги