Грибы в мифологииДревесные грибы очень часто отождествлялись с ушами. Такие представления были характерны для жителей о. Тайвань и Филиппин. Эскимосы с о. Врангеля называли сухие грибы «чертовыми ушами». Месоамериканские индейцы тусантек называли древесный гриб «ухом дерева». Известно название гриба, произрастающего из земли - «свиное ухо».

По представлениям индейцев телламук, проживающих на тихоокеанском побережье Америки, древесные грибы – это плоть Дикой Женщины, которую убивает ее  внук-енот и уносит ее труп на своих плечах. Проходя под поваленными деревьями, он замечает, что его ноша становится с каждым разом все легче, пока не исчезает совсем: «плоть Дикой Женщины остается на стволах в виде грибов».

На Юго-Востоке Америки индейцы алабама связывают происхождение древесных грибов с людоедкой: человек рубит людоедку на части, при этом ее сердце бросает о ствол дерева. Оно превращается в древесный гриб, а кишки людоедки  - в лианы. У индейцев коасати существует похожий миф о людоедке, которой отрезали голову и разрубили тело на части. Но каждый раз ее члены срастались, Сердце людоедки, брошенное о дерево, стало древесным грибом.

 

Атапаски (ингалик) Западной Аляски считали древесные грибы даром Ворона, который поместил их на все деревья, чтобы люди могли ими питаться. Грибы были мягкие, древесный гриб, который рос на березе, вообще состоял из жира. Однако поразмыслив, Ворон решил, что имея такую доступную и питательную пищу, люди совсем перестанут работать и обрызгал грибы своей мочой, после чего древесные грибы одеревенели.

Древесные грибы называются трутовниками и получили это название потому, что служили трутом при высекании огня. В этом качестве  использование грибов зафиксировано при раскопках археологических слоев, относящихся к культуре Maglemose в Дании, относимых к 6000 г. до н. э. Там были обнаружены остатки грибов Fomesfromentarius, которые находились вместе  с орудиями производства огня».

В основе названия греческого города Микены, основание которого связывают с Персеем, лежит слово «гриб» - mikos.  Миф  пытается объяснить присутствие гриба на изображениях тем, что Персея мучила жажда, и тут он увидел гриб, из которого полилась вода. По мнению Р. Грейвса  «под палящим солнцем из гриба появлялся огонь, который ошибочно был принят за воду, поскольку гриб – это трут для огня».

На одном из этрусских зеркал был изображен Иксион, лежащий распятым на огненном колесе. У его ног лежал трут. Огненное колесо – это символ солнца, а грибы были ритуальным трутом для возжигания огня.

 

Использованные материалы:

  1. Ю. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог;
  2. В.Н. Топоров  Семантика мифологических представлений о грибах // Balkanica. Лингвистические исследования;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.