Грибы в мифологииСъев священные грибы шаман мог с помощью духов  посетить иные миры. Согласно чукотским верованиям он встречался с духами, которые вели шамана «через горные обвалы, глубочайшие пропасти и непроходимые болота в Долину предков, находящуюся в стране верхних людей».  Шаман   проходил «различные "круги покойников": добровольно ушедших из жизни стариков, утопленников и "светящихся" (сгоревших)».

С мухоморами связывали и апотропеические свойства. Чукчи под каждый амулет или изображения злых духов, подкладывали кусочек высохшего мухомора «для ослабевания сил» этих духов.

Во многих общинах женщинам не разрешалось употреблять мухоморы, в других – либо не рекомендовалось их употреблять, либо рекомендовалось ограничить употребление одним разом в году и съедать не более трех грибов. Но молодым девушкам, наоборот, поручались все работы по сушке грибов. Это было связано с поверьем о том, что «человек должен быть чист душой и иметь доброе расположение духа», а девушки отличались именно своим кротким нравом. Человеку с плохими мыслями возбранялось собирать и употреблять мухоморы, «так как этим он может причинить вред не только себе, но и другим».

 

Постепенно, с уходом стариков исчезали древние традиции, неотъемлемой частью которых  была культура употребления галюциногенных грибов. Массовое потребление мухоморов уже «не ставило целью магическое перемещение», а преследовало сугубо прозаическую цель: «...приходится констатировать, - пишет А.В. Шаповалов, - что массовое потребление мухоморов у народов севера Сибири существовало вне связи с ритуально-обрядовой практикой, а в лучшем случае параллельно ей».

В русской традиции известно использование мухоморов в лечебных целях. Знахари превращали в порошок сухую ножку мухомора и делали настойку, помогающую при различных заболеваниях: кашле, опухолях желез, золотухе, судорогах, параличах, простудных болях и ревматизме. «Как ни странно, - пишет О.Диксон, -  но использование мухомора в народной медицине главным образом сосредоточено в границах проживания народов Восточной Европы, давно отказавшихся от галлюциногенных свойств этого гриба. В Сибири и на Крайнем Севере мухоморами лечили именно выходцы из славянских земель».

С опьяняющими свойствами мухомора были знакомы все северные народы. Юкагиры, в обычае которых  было прибегать к иносказаниям, чтобы не называть прямо того, кто (или что) мог бы причинить неприятность им, называли мухоморы самналданнъэ ('тот, что плоский'), потому что опасались чрезмерного их появления осенью, когда олени в погоне за грибами становились неуправляемыми и отбивались от стада.  

Известно использование мухоморов и в тибетской традиции. Монахи «отделяли пленку от шляпки и использовали мякоть гриба, держа ее во рту, не разжевывая и глотая слюну. С помощью этого они достигали восприятия иных миров».

 

Использованные материалы:

  1. О.Диксон. Мистерии мухомора. Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике;
  2. А.В.  Шаповалов Магический гриб мухомор(к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике).
  3. Традиционные воззрения юкагиров на природу http://arctic-megapedia.ru/yukagir/index.php/Обычаи_и_верования