Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Кустарники

Кустарники в мифологии

Виноград. Часть 11

Виноград в мифологииВиноград был персонифицирован и обожествлен, воплотившись в образ греко-римского бога вина Диониса-Вакха. Опьянение рассматривалось как  схождение на пьющего духа вина. Одним из эпитетов Диониса был Лиэй («освободитель»), потому что вино освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, сокрушает твердыни. Индийские священные книги такую же роль приписывали богине Таре: «Вино – это сама Тара в жидком виде, спасительница живых  существ, мать удовольствий и освобождения».

В классической Греции было немного праздников, посвященных сбору  винограда.  Название одного из них Осхофория буквально означает «переноска виноградных гроздей». Название связано с тем, что «в этот день двое юношей должны были пронести ветви виноградной лозы со спелыми гроздьями от святилища Диониса до храма Афины Скирады. Потом устраивались состязания бегунов, и победитель получал в награду напиток, смешанный из 5 компонентов». Интересно отметить параллель между количеством компонентов и пятиконечными листьями  плюща и винограда.

Виноград. Часть 10

Виноград в мифологииВ Аттике виноград, в качестве фруктового плода, возможно, был известен, но культуры виноградарства не существовало до  тех пор, пока в Элевсин, не прибыли Деметра с Дионисом.  Деметру радушно принял Келей, а Дионису оказал гостеприимство Икарий, за что и получил от бога в дар виноградную лозу. Икарий стал первым виноделом, но пал жертвой своего же продукта.

Миф гласит, что Икарий угостил своим вином пастухов, а те, опьянев, решили, что он их околдовал и убили винодела. Свидетелем убийства и погребения Икария под сосной была его собака Мера, которая и привела к могиле дочь Икария  Эригону. Девушка в отчаянии повесилась на этой же сосне, помолившись богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь пока Икарий будет оставаться неотомщенным.

Вскоре молодых афинянок стали находить одну за другой повесившимися на сосне. Дельфийский оракул сказал, что Эригона требует жизни тех пастухов, которые убили ее отца. Виновных нашли и предали смерти, учредив праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Иакрия и Эригоны. «Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру. Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы».

Виноград. Часть 9

Виноград в мифологииВиноград и виноградарство вошли в сферу интересов бога плодородия  Диониса, который первоначально был пивным богом, известным также под именем Сабазий. Его ранним воплощением был козел, а по предположению Дж. Харрисон «слово "трагедия" могло возникнуть не от tragos, что значит "козел"… а от tragos , означавшего полбу, из которой в Афинах варили пиво. Она добавляет, что в ранней вазописи в качестве спутников Диониса изображались люди, одетые лошадьми, а не козлами, и что его корзина для винограда изначально была веялкой. И действительно: ливийский и критский козел ассоциировался с вином, а элладский конь – с пивом и нектаром».

Аполлодор указывает, что виноградную лозу нашел Дионис, и  что «после того, как Гера вселила в него безумие, он стал бродить по землям Египта и Сирии. Вначале ему оказал гостеприимство Протей, царь египтян, затем он направился к Кибеле, находящейся во Фригии. Там исцеленный Реей, постигнув таинства и получив от Реи столу, он направился через Фракию к индам. …Пройдя через всю Индийскую землю и поставив там стелы, Дионис пришел в Фивы. …Доказав фиванцам, что он действительно бог, Дионис прибыл в Аргос».

Виноград. Часть 8

Виноград в мифологииМнение о том, был ли виноград тем запретным плодом, который вкусили наши предки, или это был плод другого дерева, расходятся. В некоторых традициях - это виноградная гроздь, в некоторых – фиги (смоквы), в других – яблоко. Альфред Иеремиас указывает, что виноградная лоза олицетворяла верхний мир и Древо жизни, а фиговое дерево, из которого первые люди сделали себе одежды, - низ и преисподнюю.

Культ виноградной лозы и вина достиг Греции и Эгейского моря через Крит, откуда привозились сосуды с вином. Поэтому слово, обозначающее «вино» - oinos - является  критским словом. «Дикий виноград рос вдоль южного побережья Черного моря,откуда он, как культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Ливии и тем же путем, через Палестину, - Крита». Критскую богиню луны Ариадну «считали своей матерью (а Диониса отцом) многие племена, поклонявшиеся лозе».

Покинутую Тесеем Ариадну взял в жены Дионис. Созвездие Северной Короны было свадебным венцом невесты, который Дионис забросил на небо. У Ариадны родились «винные» дети  - Энопион, Фоант, Стафил, Тавропол, Латромида и Эвант, которые  «были эпонимами элладских триб, живших на Хиосе, Лемносе, во фракийском  Херсонесе и даже дальше». Братом Ариадны называется Девкалион, имя которого связано  не только с преданием о потопе, но и с осенним новогодним праздником, который отмечали в Вавилоне, Сирии и Палестине. 

Виноград. Часть 7

Виноград в мифологииВиноград, часто изображаемый в гроздьях, является одновременно символом плодородия и жертвы. В Библии упоминание винограда имеет скрытую символику жертвенной крови. Благословение Иакова гласит: "не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое". (Бытие:49, 10-12, 14-15) Божественный агнец в барочных аллегориях часто изображался между колючками и гроздьями винограда.

Известный миф о Самсоне ("солнце") объясняет его назорейство тем обстоятельством, что его долго бывшим бездетными родителям ангел предрек рождение сына. Этим Самсон избирается на служение богу "от чрева матери", причем дается повеление – подготовить ребенка к пожизненному назорейству – обет ритуальной чистоты и воздержания от вина, запрет остригать волосы.

В иудейской культуре виноградная лоза имеет большое значение и может часто использоваться как декоративный элемент в синагогах, где двенадцать гроздей винограда символизируют двенадцать израильских племен. Вместе с фиговым деревом она выступает символом мира и достатка.

Виноград. Часть 6

Виноград в мифологии«Дикий виноград, - пишет Р. Гейвс, - рос вдоль южного побережья Черного моря,–откуда он, как культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Ливии и тем же путем, через Палестину, - Крита». Везде, куда проникал культ виноградной лозы и вина, возникали  праздники радости, веселья и свободы полового общения, получившие название «вакханалий» по имени бога, чествуемого на этих праздниках, - Вакха (Диониса).

В Малой Азии и Палестине эти винные оргии, «характеризовались теми же экстатическими танцами, что и пивные оргии во Фракии и Фригии». Они сохранились, потеряв свой эротический характер, в виде праздника кущей, хотя первоначально представляли собой самую настоящую вакханалию. Праздник Кущей (Сукот, ивр. мн. ч. «шалаши») проходил с 15 – по 21 в новогодний осенний месяц тишрей. На Сукот было принято сооружать возле домов шалаши, сквозь крышу которых должно быть видно звездное небо. Стены шалашей украшали гирляндами из различных трав, овощей, цветов в напоминание о происходящем в это время года сборе урожая. Во время молитвы на Сукот евреи использовали  лулав (древнеевр. «ветвь финиковой пальмы»), который верующий должен был держать в правой руке, а этрог, особый сорт лимона,  - в левой. Движения, совершаемые во время обряда строго регламентированы законом исполнения заповеди о лулаве.

Виноград. Часть 5

Виноград в мифологииСогласно мифу, «Изида, отведав гроздь винограда (космическая лоза — дерево жизни), забеременела и родила Гора». Любопытно, что само происхождение виноградной лозы было связано в Древнем Египте с глазами, как об этом следует из мифа: однажды Сет принес две шкатулки, в которых находились два ока Уаджет и, превратившись в огромного крокодила, улегся рядом охранять шкатулки. Анубису удалось ночью вскрыть шкатулки, забрать оба Ока и убежать.  Он захоронил их в другом месте, и они проросли, став виноградными лозами. По просьбе Исиды Анубис выстроил дворец для нее, и богиня поселилась рядом с захороненными глазами. Темные виноградные грозди обозначались как «глаза Гора». О Горе также говорилось, что «он в вине пьет кровь своего противника».

 Известно, что Исида была сестрой и супругой Осириса, зачавшей сына от умершего брата-супруга. Сестрой и супругой своего брата Шу, считалась и Тефнут, дочь бога Атума.  «Священный брак» Тефнут и Шу справлялся во время праздника возвращения Хатор-Тефнут из Нубии. В песнях Тефнут именуется «супругой прекрасного брата ее Шу», а последний – «прекрасным супругом Хатор».

Виноград. Часть 4

Виноград в мифологии - Египетская фрескаВ Египте культура винограда была известна издревле. Древнеегипетский бог загробного мира Осирис считался основателем земледелия, научив людей культивировать злаки и выращивать  виноградную лозу. «Тексты пирамид называют Осириса "владыкой виноградной лозы"», и виноградная гроздь являлась осирическим, а не христианским символом. Осирис всегда изображается вместе с каким-либо растением,  часто  - с  виноградной лозой.  Иногда бог увит гроздьями винограда, иногда ими увит балдахин, под которым он сидит.

При раскопках царских гробниц в Абидосе  в соседних с могильной камерой-ямой помещениях были обнаружены «посуда и чаши всех видов из камня, глины и металла. Среди этой посуды стояли большие глиняные кувшины, в которых приблизительно пять тысячелетий назад было вино. ...На пробки сосудов наносились имена фараонов или знаки царских виноградников». Благодаря этим сосудам из-под вина и обелискам у входа, на которых тоже были написаны имена царей, смогли установить назначение этих перерытых, разграбленных, лишенных трупов сооружений.

Виноград. Часть 3

Виноград в мифологии - виноградникиВиноград в Месопотамии не рос, однако лоза вилась по склонам соседних гор. Геродот при описании Вавилонии подчеркивает, что «плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина». С конца IV тысячелетии до н. э. нижняя Месопотамия была заселена народом, происхождение которого с точностью не установлено до сегодняшнего дня – шумерами. Вероятно, с их приходом наименование вина проникло из горных областей Загроса и Восточной Анатолии в Междуречье.

Прежние правители Лагаша – Уруинимгина и Лугальбанда ввозили "горное вино", а во времена Гудеа "в Лагаше стали выращивать свой виноград". В языке шумеров понятию «вино» соответствует шумерограмма GESTIN, а этот термин, в соответствии со сложившейся традицией, переводится с шумерского языка как «дерево жизни», что подтверждает предположение о тождественности  библейского древа жизни (и познания) и виноградной лозы.

В шумерской мифологии известен образ богини Гештианны, имя которой буквально означает «покрытая листвой виноградная лоза», а ее эпитет на женском языке эме-саль - "Amamutinna"  означает «корневище виноградной лозы».  Еще одним ее именем было "Нин-Гештианна" - "Госпожа - лоза небес", а в шумерском городе Лагаше она была известна как богиня Амагештине (букв. «матушка виноградная лоза»), супруга Нингишзиды.

Виноград. Часть 2

Виноград в мифологииВиноград известен не только своим превосходным вкусом, но особенно напитком, изготовляемым из перебродившего виноградного сока - вином. Существует мнение, по которому слово, обозначающее  «виноградное вино», происходит из  языка, распространенного в регионе между Средиземноморьем и Кавказом.  Носителями этого языка были древние хурриты, соседями которых стали хетты, эмигрировавшие в начале 2-го тыс. до н. э. в Анатолию. В клинописных источниках на хеттском языке сохранилось хурритское слово wijana, означающее «вино».

В индоевропейских и семитских языках слово, обозначающее понятие «виноградное вино» считается происходящим из праиндоевропейского названия виноградной лозы woino-, основанному на понятии «вить, извиваться». По мнению А.Ф. Гаджимуратова, подобная мотивировка названия растения, известного с древнейших времен своим культурологическим значением, малоубедительна. Автор считает более вероятным заимствование этого слова индоевропейскими и семитскими языками в древности у хурритоязычного населения (лат. vinum «вино», vinea «виноградник», арм. gini, греч. (f)ojnos, нем. Wein, араб. wajnun, ивр. jajin и т.д.).

Виноград. Часть 1

Виноград в мифологииВиноград (лат. Vitis) плодовое растение, побеги которого называются виноградной лозой, а плоды – виноградными гроздьями. Гибкая лоза оплетает любую вертикальную опору – деревья, колья изгороди, балконные опоры и пр. Увешанная гроздьями спелых плодов, в обрамлении крупных зеленых листьев, виноградная лоза очень красиво смотрится и является излюбленным мотивом декора.

По определению Н.И.Вавилова основными центрами происхождения винограда являются среднеазиатский и переднеазиатский, в котором виноград представлен огромным разнообразием культурных и диких форм. Данные палеоботаники показывают, что родиной культивированного винограда является регион Восточной Анатолии, Загроса и Закавказья.  

Виноград превосходно растет на  почве, удобренной вулканическим пеплом. Слово «виноград» до сих пор ассоциируется в некоторых языках с горным ландшафтом (ср. нем. Weinberg «виноградник» - буквально «винная гора»). Неудивительно, что семена наиболее древних сортов окультуренного винограда находили при археологических раскопках в горных и предгорных районах Восточной Анатолии, а на севере Загросских гор археологи обнаружили девятилитровые кувшины со следами виноградного сока на стенках, датируемые 5400 лет до н. э. 

Лесной орех. Часть 7

Лесной орех в мифологииСвязь лесного ореха с громом (грозой) прослеживается  в славянских поверьях о природных явлениях. «Сербы и украинцы, например, при грозе на Ивана Купалу или на Илью ожидали малый урожай орехов или большое количество порченых». У всех славян, в том числе и у русских, существовало поверье о выходе «громовой стрелы»  через 3 года или  7 лет  наружу, причем одним из ее названий было орех  («чертов палец»).

В Полесье считали, что в орешник никогда не бьет молния, объясняя это тем, что «орешник склонил свои гибкие ветви и укрыл Богоматерь с Христом».  По этой причине рекомендовалось в грозу прятаться под этим кустарником. Представление о том, то в орешник никогда не ударяет молния, существовало и  в  северо-восточной Сербии,  поэтому из орешника делали культовые изображения для сельского мольбища под деревом – зáписа.

Лесной орех. Часть 6

Лесной орех (лещина) в мифологииРусское название лесного ореха – лещина, дано этому кустарнику по форме  листьев, напоминающей рыбу леща. В фольклоре сохранились следы почитания лесного ореха как священного дерева. В забайкальской сказке именно в ореховой ветке была заключена душа хозяина леса – медведя. По сюжету девушка просит привезти ей ветку орешника. Медведь предлагает на выбор брак или смерть за то, что сломали его орешник. Девушка соглашается на брак, и когда на голову медведя надевают венец, он превращается в пригожего парня.

Сказка, возможно, отражает в завуалированном виде «добывание» зятя из рода медведя, или даже зятя-жреца медвежьего культа. Медведь – представитель хтонических сил и  в сказке показательна связь орешника с загробным миром.

В России известны две  песенно-плясовые игры под названием «Ящер» и «Олень», сохранившие следы архаического культа. Тексты описывают Ящера, то сидящего  в «ореховом кусте», то на золотом стуле.  Если Ящер «сидит» в ореховом кусте, его поведение, как правило, пассивно, в других местах – активно: он «грызет (лущит) орехи. Смысловое действие заключается либо в вопросе хочет ли он жениться, либо в приказе поймать, схватить девицу, на которой Ящер должен жениться.

Лесной орех. Часть 5

Лесной Орех в мифологииЛесной орех – дерево девятого месяца в ирландском алфавите деревьев был популярным символом плодородия в Древнем Риме и Греции. В Древнем Риме орехами забрасывали новобрачных в день свадьбы, чтобы они были плодовитыми в браке. Кроме того, орешник служил символом правосудия и поэтому считался  священным растением Фемиды, а также Ор, богинь времен года, и Мойр, богинь судьбы. Ореховый прутик посланца богов Гермеса символизировал общение и примирение, а также поэтическое вдохновение.

Связь лесного ореха с загробным миром и возрождением отчетливо проступает в существовавшем представлении о том, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».

В скандинавских и тевтонских верованиях лесной орех был посвящен громовержцу Тору, вооруженному громобойным молотом, и Одину. С орехом связывались представления о плодородии, нашедшие отражение в скандинавском фольклоре:  корова, которую погоняли ореховым прутом, давала обильные удои.

Лесной орех. Часть 4

Лесной орех в мифологииВ Ирландии вера в силу лесного ореха была очень распространена. После того, как костер Летнего Солнцестояния почти совсем прогорал, его пепел растаптывали и прогоняли скот по его тлеющим угольям, обжигая животных горящими ветками орешника. После этого остатки веток хранили в надежном месте, поскольку им приписывалась способность выгонять скот из болотистых мест.

В Пруссии в старину считалось, что если от вора на месте преступления осталась какая-нибудь его носильная вещь, надо ее избить палкой. Тогда преступник заболеет и этим обнаружит себя. Только палка должна была быть непременно вырезанной из орешника и иметь три зарубки – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

В языческой традиции лесные орехи были символом жизни и плодородия, традиционно связывались с браком и деторождением. В Девоншире выходящую из церкви невесту раньше встречала старушка или пожилая женщина и вручала ей мешочек лесных орехов. Во многих английских графствах в наше время обильный урожай орехов воспринимается как предсказание большого числа рождений, особенно мальчиков,  в будущем году. Большое количество сдвоенных орехов в урожае предсказывало рождение многих близнецов.

Лесной орех. Часть 3

Лесной орех в мифологииВ дни кельтского язычества лесной орех был священным деревом, связанным с поэзией и знанием, огнем и плодородием. Друиды использовали орешник в своих заклинаниях. В алфавите деревьев «Beth-Luis-Nion» деревом девятого месяца, начинавшегося 5 августа и заканчивавшегося 1 сентября,  выступает орех – Coll, дерево мудрости.

Девятый месяц – это время созревания орехов и сбора урожая. «Орех в кельтской легенде, - пишет Р. Грейвс, - всегда символ концентрированной мудрости»,  и далее: «Буква «Coll» использовалась как поэтическая замена цифры «девять», потому что число девять посвящено музам и потому что орех дает плоды через девять лет».

Девять ореховых деревьев нависали над источником, относящимся к потустороннему  миру и вытекающим из сид Нехтан.  Этот источник таил в себе божественную мудрость и давал начало реке Бойн, одной из главных рек Ирландии. Орехи падали в воду, где их съедал лосось и обретал мудрость, которой мог делиться с людьми. «Съесть лосося означало обрести мудрость, для женщины же это, как правило, предвещало удачное зачатие, вынашивание и рождение ребенка». Сколько орехов попадало в желудок лосося, столько ярких пятен появлялось на его спине.

Лесной орех. Часть 2

Лесной орех в мифологииЛесной орех  всегда считался источником здоровья и счастья. Плоды его высоко калорийны, к примеру, фундук по своей калорийности превосходит рыбу и мясо. 400 граммов ядер фундука обеспечивают суточную потребность взрослого человека в калориях. Кроме своей питательной ценности орешник известен своими целительными свойствами. Издревле врачи использовали кору орехового дерева, его листья и плоды в качестве лекарства от болезней.

Как «кормящее» дерево, лесной орех ассоциировался с богиней-Матерью.  Ореховое «молочко», получающееся при растирании ядер орехов с небольшим количеством воды и обладающее большой питательной ценностью, могло заменять материнское молоко. В черкесском нартовском эпосе рассказана история женитьбы нарта Хымыща на дочери  карликов испов. Оскорбленная дочь испов покидает мужа  и новорожденного сына Пэтэрэза (осетин. Батраз, оставляя нартам следующий наказ:  «Запомните, что сын мой не возьмет ничьей груди. Не поите его ни  коровьим, ни овечьим, ни козьим молоком, а поите ореховым соком, он будет для него вместо материнского молока».

Лесной орех. Часть 1

Лесной орех в мифологииЛесной орех, орешник (лат. Corylus) – кустарник с тонким стволом, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Средняя высота куста – 5 м, изредка может достигать 7 м.  Зацветает с марта-апреля или с апреля- мая (в зависимости от региона). Цветы лещины появляются до распускания листьев и свисают изящными желтоватыми серёжкам. Опыляются ветром. Встречается этот кустарник почти по всей территории Европы вплоть до Урала, в том числе на Балканах, в Крыму и Скандинавии, а также в Малой Азии. Скорлупу орешка лещины находили среди остатков свайных построек не только железного, но и бронзового века.

Орех фундук,  «родственник»  дикорастущего орешника,   представляет собой культурный сорт лесного ореха. Фундук произрастал в  Малой Азии и на Кавказе, откуда он и распространился по Южной Европе, продвинулся на север, а в XVII—XVIII веках был завезён в Америку. Больше всего разводят фундук в Турции. В двух «ореховых» районах страны – Трапезунде и Карасунде жители почти поголовно заняты выращиванием фундука. Турецкий орех не очень крупный, зато самый вкусный.

Кизил. Часть 2

Кизил в мифологииКизил, жилистое дерево с крепкой древесиной, известное своей долговечностью, высоко ценился на Балканах.  Ритуальные костры разводились кизиловыми поленьями, а в тех случаях, когда кизила не было, его заменяли грушей, горящей почти так же хорошо как и кизил. Долгая жизнь кизила и редкое свойство зацветать раньше других  – почки кизила набухают еще до Нового года – сделали кизил атрибутом новогодних празднеств.

Кизиловые почки, символизировавшие здоровье и долголетие, вместе с монетой запекались болгарами в традиционный новогодний слоеный пирог с сыром  – баницу. Считалось, что тот, кому попадется кизиловая почка, будет здоров и удачлив весь год. Такая же судьба ожидала того, чья почка, брошенная в огонь, лопалась первой.

1 января, когда начинался Новый год, у болгар назывался  “Сурваки” по названию традиционного болгарского обычая -  “Сурвакане”. Главным атрибутом праздника была украшенная ветка кизила, называемая “сурвакница”, а исполнители обрядовых действий этого праздника назывались "сурвакари". Ветка кизила для изготовления сурвакницы, должна была быть только что срезанной, еще хранящей в себе жизненные силы природы. По-болгарски ее называли «сурвачкой», “сырой”, как говорили в народе, т.е. еще не высохшей, а выражением “Сурва, весела година”, т.е. “жизненного, веселого года” начинались обрядовые действия – песенные пожелания и благословения сурвакаров.

Кизил. Часть 1

Кизил в мифологииКизил (лат. Cornus) — кустарник или невысокое деревце, зацветающее ранней весной до распускания листьев и дающее плоды осенью. Кора кизила красно-коричневая, плоды – красного цвета. В природе кизил зацветает очень рано – в феврале, и цветение растягивается иногда до мая. Цветы желтого и белого цвета. Живет кизил до 250 лет, плодоносить начинает с 16-летнего возраста.

Кизил обыкновенный (или мужской) - cornus mas распространен в Средиземноморье. Это кустарник или небольшое деревце до 8 м. высотой. Существует и кизил женский (подрод  Свидина), но он растет на юге и юго-востоке США. Плодами кизила любят лакомиться птицы, мелкие грызуны, зайцы, дикие кабаны, косули и даже рыбы. Человек издревле использовал плоды кизила как пищевое и лекарственное сырье. Но кроме плодов ценилась и прочная, твердая древесина кизилового деревца. Древние греки и римляне из нее изготовляли стрелы, древки копий и рукояти мечей.

Страница 1 из 3