МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Лесной орех. Часть 3

Лесной орех в мифологииВ дни кельтского язычества лесной орех был священным деревом, связанным с поэзией и знанием, огнем и плодородием. Друиды использовали орешник в своих заклинаниях. В алфавите деревьев «Beth-Luis-Nion» деревом девятого месяца, начинавшегося 5 августа и заканчивавшегося 1 сентября,  выступает орех – Coll, дерево мудрости.

Девятый месяц – это время созревания орехов и сбора урожая. «Орех в кельтской легенде, - пишет Р. Грейвс, - всегда символ концентрированной мудрости»,  и далее: «Буква «Coll» использовалась как поэтическая замена цифры «девять», потому что число девять посвящено музам и потому что орех дает плоды через девять лет».

Девять ореховых деревьев нависали над источником, относящимся к потустороннему  миру и вытекающим из сид Нехтан.  Этот источник таил в себе божественную мудрость и давал начало реке Бойн, одной из главных рек Ирландии. Орехи падали в воду, где их съедал лосось и обретал мудрость, которой мог делиться с людьми. «Съесть лосося означало обрести мудрость, для женщины же это, как правило, предвещало удачное зачатие, вынашивание и рождение ребенка». Сколько орехов попадало в желудок лосося, столько ярких пятен появлялось на его спине.

 

Орех, как дерево мудрости и вдохновения, был символом  женской мудрости. «Барды заявляли, что их знание стихов, эпических легенд, секретов магии и поэтического вдохновения происходит от питания «священными орехами», падающими с древа мудрости, т. е. символически, с самой Богини».

Орешник был священным деревом  великого бога моря Мананнана. Согласно истории Ирландии, один из трех самых древних правителей этой страны носил имя Мак Ко(о)лл (Сын Ореха), двумя другими были  Мак Кеахт и Мак Грейне (сын Плуга и сын Солнца). Эти три брата вступили в брачный союз с Тройственной Богиней Ирландии - Эйре, Фотлой и Банбой.

«Эта легенда на первый взгляд отмечает совершенную пришельцами замену матриархата патриархатом, но так как Греине (солнце) была богиней, а не богом, и так как землепашество и мудрость принадлежали Тройственной Богине, завоеватели, несомненно, сами были ее приверженцами и просто-напросто переадресовали свою сыновнюю верность». В ирландской поэме «Битва деревьев»  говорится о том, что «Орешник судьей был / Во дни колдовские». Ирландские вестники в древности носили при себе белые ореховые ветки.

Силу ореха, дерева мудрости, можно было направить и на разрушение. В саге о сватовстве к Этайн повествуется о боге Мидире,  воспитателе Энгуса Мак Ока. Мидир потерял глаз, выбитый ореховым прутом во время примирения Элкмара и Энгуса Мак Ока, а потом глаз ему исцелил Диан Кехт. В легенде фениев ореховое дерево расщепилось надвое, когда после смерти  Балора его голову засунули в развилку. Из ореха стало сочиться ядовитое молоко, с дерева исчезли листья,  на его ветвях поселились грифы и вороны, птицы-прорицатели.

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Белая Богиня;
  2. Книга друидов;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  4. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства.

Реклама

Книги