МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Виноград. Часть 6

Виноград в мифологии«Дикий виноград, - пишет Р. Гейвс, - рос вдоль южного побережья Черного моря,–откуда он, как культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Ливии и тем же путем, через Палестину, - Крита». Везде, куда проникал культ виноградной лозы и вина, возникали  праздники радости, веселья и свободы полового общения, получившие название «вакханалий» по имени бога, чествуемого на этих праздниках, - Вакха (Диониса).

В Малой Азии и Палестине эти винные оргии, «характеризовались теми же экстатическими танцами, что и пивные оргии во Фракии и Фригии». Они сохранились, потеряв свой эротический характер, в виде праздника кущей, хотя первоначально представляли собой самую настоящую вакханалию. Праздник Кущей (Сукот, ивр. мн. ч. «шалаши») проходил с 15 – по 21 в новогодний осенний месяц тишрей. На Сукот было принято сооружать возле домов шалаши, сквозь крышу которых должно быть видно звездное небо. Стены шалашей украшали гирляндами из различных трав, овощей, цветов в напоминание о происходящем в это время года сборе урожая. Во время молитвы на Сукот евреи использовали  лулав (древнеевр. «ветвь финиковой пальмы»), который верующий должен был держать в правой руке, а этрог, особый сорт лимона,  - в левой. Движения, совершаемые во время обряда строго регламентированы законом исполнения заповеди о лулаве.

 

 

Ни виноград, ни вино не фигурируют в описании современного праздника кущей, однако, вероятно, что символом урожая и осеннего времени года в Палестине тоже была виноградная лоза, и регламентация движений, совершаемых во время обряда, подсказывает, что когда-то это, возможно, был праздник по случаю сбора урожая винограда и первого вина, сопровождавшийся весельем, фривольными плясками и легкомысленным поведением его участников, что осуждалось иудейскими священниками, искоренивших  со временем связь этого праздника с виноградной лозой и опьянением. Праздник вина в Ханаане  должен был отмечаться весело,  со всеобщей попойкой,  приводящей к тому, что узы стыда и целомудрия переставали сковывать человека. Даже "ханаанейские жрецы, - как пишет А.Волков, -любили пить вино до тех пор, пока не заслышат голоса богов и не впадут в экстаз".

В иудаизме вино  является ритуальным напитком. Его пьют (с соблюдением ритуала) при бракосочетании, на религиозных праздниках и в субботу, которая по  своему происхождению есть день, посвященный богу. Чтить бога в этот день должны даже больные и дети – виноградным соком или отваром из изюма. «При этом вкушение вина считается актом общения с богом (в частности, воздавая хвалу богу, следует поднять стакан с вином, хотя бы и не выпивая его)». Вместе с тем  в Танахе запрещается употреблять виноград и вино тем, кто посвятил  себя служению богу. В народе  вино рассматривалось как признак достатка,  как средство усиления хорошего настроения и чувства праздника. Об этом говорит  еврейская поговорка: «Человек, в доме которого вино не течет как вода, не может считать себя воистину счастливым».

Древним было известно, что злоупотребление вином превращает человека в животного. В средневековых легендах сладость виноградных ягод объясняется тем, что кислый виноград Ной удобрил смесью, изготовленной из земли, смешанной с кровью льва, агнца, свиньи и обезьяны.  Поэтому «благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них появляются».

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  2. Энциклопедия мистических терминов;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  4. А. Голан. Миф и символ;
  5. А. Волков. Загадки Финикии.
 

Реклама

Книги