Виноград в мифологииЛистья плюща и винограда были атрибутами Диониса и считались символами бессмертия. При археологических раскопках в Херсонесе были обнаружены зеркала, орнаментированные листьями плюща и винограда. «Зеркало было одним из атрибутов Диониса-Загрея,  часто применялось среди других его предметов в его таинствах и, следовательно, было связано с мировоззрением орфиков».

В Троянской войне противником Ахилла, древнего царя-жреца пеласгов, выступал Мемнон, сын Киссии («плющевой»). «Пара Ахилл – Мемнон олицетворяет царя-жреца и его таниста. Ахилл – это сын морской богини, светлый дух первой половины года, а Мемнон – сын плющевой богини, темный дух второй половины года, священным растением которого является золотая лоза».   Приам подарил Тифону золотую лозу за то, чтобы он послал на помощь Мемнона и, возможно, это была та самая золотая лоза, «которую Трос получил от Зевса как компенсацию за похищенного Ганимеда».

Когда на Миссию, царем которой был Телеф, напали греки, Телеф одержал верх в сражении и прогнал греков до самого морского берега. Однако вмешательство Ахилла заставило мисийцев отступить. Сам Телеф, убегая, запутался ногой в лозе  виноградника Диониса, и Ахилл  сумел тяжело ранить его. Рана оказалась неизлечимой, и оракул Аполлона Ликийского предсказал, что рана может быть вылечена только тем, кто ее нанес. В конце концов Ахилл вылечил Телефа, соскоблив ржавчину с наконечника копья и дав ему выпить сделанную из нее  настойку. «Исцеленный Телеф посвятил Дионису храм, чтобы с ним примириться».  

 

 

Финикийцы были знаменитыми мореходами и торговцами древности. Крупную роль в торговле играло финикийское вино. Греки познакомились с культурой виноделия через Крит, откуда привозились сосуды с вином, и само слово «ойнос» - вино имеет критское происхождение. Однако в финикийском языке вино называлось «ойн». «Может быть, - пишут К.Матвеев и А. Сазонов, - само слово «вино», которое соответствует латинскому «винум» и греческому «ойнос», восходит к финикийскому «ойн» и, следовательно, финикийского происхождения». Возможно, разгадка происхождения слова «ойнос» кроется в мифе о  похищенной финикиянке Европе, благодаря которой критяне ознакомились с вином? Ее сыновья стали царями острова, с которого в Грецию переправляли сосуды с вином.

Финикийское вино было хорошо известно  в Древнем Мире. Дважды в год финикийцы привозили в глиняных сосудах свое вино  в Египет. Библинское вино славилось своим вкусом, и этот сорт винограда с успехом разводили во Фракии. Вероятно, сами финикийцы и положили начало его культивации в этой стране.

В Вавилонию вино попадало из Армении, откуда его переправляли вниз по течению реки в круглых кораблях-корзинах, остов которых был сплетен из ивняка и обтянут кожей. Описывая это способ перевозки, Геродот добавляет: "Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином".  Возможно, это  говорит о том, что и в Армении разводили библинский сорт винограда.

Сами греки, по-видимому, «научились искусству виноделия у финикийцев». Основателем беотийских Фив считался финикийский Кадм, а матерью греческого бога виноделия был Дионис – сын дочери Кадма Семелы.

У финикийцев бытовала своя легенда о том, как было открыто вино. Некий юноша однажды пришел к пастуху, пасшему своих овец в окрестностях города Тира. В благодарность за гостеприимство, юноша налил в чашу из своего меха «красивый напиток цвета пурпура». Выпив напиток, пастух пришел в восторг и вопросил, что эта за  жидкость, которая не только услаждает вкус и обоняние, но и согревает желудок будучи холодной. "И юноша ответил, что это – кровь винограда. И был этот юноша богом, которого греки зовут Дионисом, а финикийцы – Шадрапой". В честь этого события в Тире ежегодно стал справляться праздник, на котором люди пили много вина.

 

Использованные материалы:

  1. В.М. Зубарь О свинцовых зеркалах из некрополя Херсонеса // Проблемы античной культуры;
  2. Р.Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Аполлодор. Мифологическая библиотека;
  4. К. Матвеев, А. Сазонов. Пять жизней Древней Сури;
  5. А. Волков Загадки Финикии
  6. Геродот, кн.I, 194.