Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Деревья

Деревья в мифологии



Олива. Часть 2

Олива в мифологииПлоды оливы были источником масла и выращивание олив имело важнейшее значение. Миф гласит, что между Афиной и Посейдоном возник спор, за власть над Афинами. Посейдон, ударив трезубцем, выбил источник пресной воды на Акрополе, а Афина вырастила оливу. Жители Афин отдали предпочтение богине. Эта священная олива, посаженная самой Афиной, находилась в Пандросейоне – храме, построенном на Акрополе. Одним из имен Афины было Пандроса («всевлажная»). Оливы были священными деревьями Афины и именовались  «деревьями судьбы», причем «сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого».

Тот, факт, что Афина принесла оливу, подтверждает ливийское происхождение мифа об Афине - рождение самой богини в Ливии, «однако принести она могла только ветвь, поскольку культурные оливы не плодоносят и для получения урожая их нужно привить к диким оливковым деревьям».  Именно в Ливии миртовые нимфы, дети Гермеса, научили Аристея, сына Кирены, «облагораживать дикую маслину». Из Ливии Аристей перебрался в Грецию, посетил многие острова и «несколько лет провел в Сицилии, где ему воздавали божественные почести, особенно те, кто выращивал оливы». Однако широкое распространение культуры оливы на Сицилии связано с появлением в позднемикенскую эпоху на южном побережье острова эллинских колоний.

Подробнее...

Олива. Часть 1

Олива в мифологииОлива европейская (лат. Olea europaea) — вечнозелёное субтропическое дерево. Растение с древности возделывается для получения оливкового масла и в диком виде не встречается. Энциклопедия Ганса Бидерманна называет родиной культурной оливы Ливию, хотя до настоящего времени «дикий предок культурного оливкового древа не найден». Средняя высота оливковых деревьев не превышает 2-х метров, а возраст не старше 200-300 лет. «Кора старых олив многократно растрескивается и зарастает вновь, отчего ее толстый ствол приобретает самые причудливые формы, а древесина – свилеватость и дуплистость. Но и среди олив имеются свои рекордсмены. В Северной Африке и на Кипре есть деревья с диаметром ствола до 4 метров, а на острове Майорке – экземпляры со стволами до 13 метров в обхвате».

В Греции оливу  выращивали еще 3500 лет тому назад. Богатые маслом оливки были для людей древности одним из немногих источников топлива для ламп, смазки и растительного масла. Считалось, что «оливковая ветвь и масло способны защитить от злых духов и продлевать жизнь. Эта вера породила древнейший обряд помазания царей, императоров и важных служителей религии. Юношей, победителей легкоатлетических соревнований в Афинах, награждали сосудом с маслом, выжатым из плодов священных олив, высаженных у храмов в честь богини Афины».

Подробнее...

Гранат. Часть 5

ГранатДеревья граната высаживались на могилах героев. На могиле Менекея, сына Креонта, добровольно убившего себя по предсказанию из Дельф, выросло гранатовое дерево. Описывая могилу Менекея, Павсаний добавляет: «Если у зрелого плода разорвать наружную кожицу, то внутри можно найти (жидкость), вполне напоминающую кровь". Считалось, что на гранатовых деревьях обитают нимфы – ройяды.

У христиан гранат является символом церкви: его зерна, заключенные в твердую и прочную оболочку, обозначают единство церкви, красный сок граната олицетворяет кровь Иисуса Христа, а мякоть – его тело. «Этот мощный символ, - пишет Б. Уокер, - был ассимилирован в образ Христа Бедой Достопочтенным и Кассидором, которые настаивали, что метафорически маточная кровь принадлежала именно ему. "Там, где льется столь драгоценный и благоуханный сок, следует прочувствовать внутренние страдания Спасителя, чтобы до конца понять беспредельные душевные муки Бога, чья кровь течет для всего человечества"».  В заключение этой цитаты Барбара Уокер добавляет: «Однако никакой витиеватый стиль не может скрыть того факта, что при рождении людей кровь проливает женщина».

Подробнее...

Гранат. Часть 4

ГранатСъеденные Персефоной зерна граната стали с тех давних пор символом супружества, и гранатовое дерево стало олицетворять  у римлян и древних греков не только плодовитость и изобилие, но любовь и брак. В Риме невесты несли венки из цветущих ветвей гранатового дерева. Гранатовое яблоко в руках Юноны символизировало брак и новую жизнь. В некоторых областях Греции было  принято в день 1 Мая сплетать венки, используя злаки и ветки плодовых деревьев - граната, инжира с висящими плодами, миндаля, пучки пшеницы, проса, вплетая в них головки чеснока (как оберег от "дурного глаза").

C развитием патриархальной идеологии роль богини Земли, богини-Матери, покровительницы деторождений, все больше отступала на задний план, и происхождение граната, его символика стали  частью мифа о  мужском божестве – сыне или возлюбленном Богини.  Гранатовый сок, прежде ассоциировавшийся с материнской кровью, проливаемой при рождении ребенка,  стал символом крови, пролитой убитым, растерзанным  возлюбленным богини-матери.

Подробнее...

Гранат. Часть 3

ГранатГранат был символом Астарты и Геры-Юноны. На священном участке Геры – Герейоне, около Микен, находился храм, посвященный богине. Статуя в храме изображала Геру «сидящей на троне огромной величины… на ней надет венок с рельефными изображениями Харит и Гор, и в одной руке она держит плод гранатового яблока, а в другой скипетр". Павсаний подробно описывает историю, связанную с появлением кукушки на навершии скипетра богини, однако  отказывается пояснить с чем связана символика граната, который держит Гера: "Что касается гранатового дерева,  то этот рассказ я должен опустить, так как он относится к важнейшим таинствам…».  

В городе на юго-западе Италии - Пестуме, известном в древности как Посейдония, находится храм «девы Марии с гранатом». В нем «сохранилось изображение Мадонны с младенцем на одной руке и гранатом в другой, и поклоняются ей также, как Древней Богине с аналогичными атрибутами, установленной в том же храме. Когда-то в виде гранатов изображалась та масть Таро, которая сейчас именуется Дисками или Пентаклями и олицетворяет землю. Эти женственные магические символы именовали плодами древа познания».

Подробнее...

Гранат. Часть 2

ГранатГранат – символ плодородия и изобилия был атрибутом богинь-матерей и покровительниц деторождения. Римляне называли гранат «пуническим яблоком», считалось, что лучшие гранаты растут в Карфагене. После падения Карфагена ливийские племена продолжали почитать пунических богов. 

На одной из стел времени Римской империи, рельеф, выполненный в пунической манере, изображает наверху бога с молниями в руках, ниже две розетки, символизирующие утреннюю и вечернюю звезду, солнце в виде человеческого лица с лучами, и  полумесяц, увенчивающий антропоморфный «знак Тиннит», богини-девы и покровительницы деторождения. Руки Тиннит держат рог изобилия с виноградной гроздью и плод граната. Ниже  изображены фигуры людей и птиц, а в самом низу – фронтон храма, внутри которого изображена голова.

Культ древней пеласгийской богини деторождения Эйлифии был известен в Эгеиде задолго до Гомера. На Крите по археологическим свидетельствам  ей поклонялись в пещере Айос Теодорос, находившейся вблизи гавани Кносса. Функции эгейской Эйлифии сохранились и у этрусской Эйлифии: "Обнаружена статуэтка женщины с тремя буллами на шее и плодом граната в левой руке, на ней надпись: "Я статуэтка матери Эйлифии".

Подробнее...

Абрикос

АбрикосАбрикос (лат. Prunus armeniaca) - невысокое плодовое дерево, цветущее белыми или розовыми цветами, которые  распускаются до появления листьев. Родина абрикоса - район Тянь-Шаня в Китае, хотя прежде считалось, что он происходит из Армении и оттуда ввезен в Италию. Плиний, Диоскорид и Колумелла называют абрикос «армянским яблоком» (лат. Mela armeniaca, лат. pomum armeniacum).

С абрикосами люди познакомились очень давно. Это подтверждают многочисленные археологические находки. При раскопках в Ферганской долине были обнаружены косточки абрикосов в слоях, возраст которых 5—6 тысяч лет. Вероятно, абрикос был завезен в Рим армянскими купцами. По еще одной версии  абрикос был перенесен  в страны Средиземноморья арабами из Согдианы (Средняя Азия).  Арабы назвали его ''al-birquq', испанцы переделали его в 'albaricoque', французы  переименовали его в 'abricot', отсюда возникло немецкое 'Abrikosse', голландское 'abrikoos' и русское "абрикос".

Подробнее...

Ладанное дерево. Часть 2

Ладанное деревоНа Востоке ладан применялся не только при жертвоприношениях, но  и для защиты от демонов, в Египте, Вавилоне, Персии и на Крите  – в культе умерших. В Греции с 7 в. до н. э. жертвенные курения особенно использовали в мистериальных культах Их применяли и  высоко ценили пифагорейцы.

В Риме ладан играл роль при погребениях и в культе императора,вследствие чего он вначале был отвергнут христианами, но позднее был включен в культовое употребление. Восходящий к небу дым расценивался как символ пути души на небеса или как возносящуюся к небесам из толпы верующих молитву.

Евангелие от Матфея повествует о приходе волхвов к новорожденному Иисусу: "И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф. 2:11). В церковных служениях кадили ладаном. Церковные кадила часто украшались изображениями феникса или "трех юношей в огненной печи", пение которых, восхваляющее Бога посреди  огня, сравнивалось с клубами курящегося ладана. Курильницы изображались в качестве атрибутов в руках первосвященников Ветхого Завета (Мелхиседека, Аарона, Самуила), но мы их видим также в руках католических святых  Стефана, Лаврентия, Винцента и кающейся св. Пелагеи.

Подробнее...

Ладанное дерево. Часть 1

Ладанное деревоЛаданное дерево – это босвелия, произрастающая в Восточной Африке, на юго-западе Аравийского полуострова и в Индии. Латинское название этого дерева - Boswellia sacra. Знаменито это дерево тем, что из надрезов  его коры собирают ароматическую смолу, используемую для воскурения фимиама богам. В античности она импортировалась из южной Аравии, которой правила богатая царица Савская. Благовония всегда считались важным религиозным символом, поскольку от них поднимается дым, а при помощи огня или  дыма, восходящего к небу, божества  получали жертвоприношения, приносимые им на земле.

Красочное описание ладанных деревьев, встреченных  в  Йемене во время путешествия по Южной Аравии, приводит востоковед-этнограф М. Родионов: «Деревья растут почти на отвесном склоне ущелья аль-Габр, взбираясь и на плоскогорье. Блеклая серовато-зеленоватая кора, кроны толстых извилистых веток похожи на клубок одеревеневших змей. Не отсюда ли родилась легенда о том, что ладаносную босвеллию охраняют от непрошенных гостей змеи? ...К моим ногам падает ветка, усеянная овальными листочками с мелкими зубчиками по краям. Из среза ветка сочится  душистым молочным соком. ...Выступают молочные капли, на наших глазах превращающиеся в белесые кристаллы, вроде поваренной соли. Месяца через два можно возвращаться за ладаном». Испокон века у бедуинов принято жевать ладан: «Его горечь прохлаждает гортань и услаждает душу. Считается, что все дурное бежит от аромата ладана. Поэтому им до сих пор окуривают ложе новобрачных и скамью для обмывания покойных, важное письмо и нательное платье».  

Подробнее...

Пальма финиковая. Часть 3

Финиковые пальмыПальма, получившая свое название из-за формы листьев от латинского palma, «ладонь», была главным символом победы и триумфа. В Древнем Риме победившие атлеты, солдаты и гладиаторы награждались пальмовыми ветвями. Ранние христиане в Риме обозначали рисунками пальмовых листьев мучеников, чтобы показать их триумф после смерти. Пальмовые ветви использовались римлянами на церемониях в честь бога-спасителя.

Греческая богиня победы Ника изображалась с пальмовой ветвью в руке. На одной из стел храма Афродиты в Тегее изображен верхом на коне победивший в конном беге в Олимпии Иасий. В правой руке он держит пальмовую ветвь.  На палестре одного из трех гимнасиев в Элиде было сделано «рельефное изображение Эрота и так называемого Антэрота: Эрот держит в руках ветвь финиковой пальмы, а Антэрот старается ее отнять».

Павсаний сообщает, что «на очень многих состязаниях дают венок из финиковой пальмы, а в правую руку победителю повсюду полагается давать ветвь финиковой пальмы. Происхождение этого обычая таково: говорят, что Тесей, возвращаясь из Крита домой, устроил на Делосе в честь Аполлона состязания и победителей увенчивал пальмовым венком».

Подробнее...

Пальма финиковая. Часть 2

Финиковая пальма с плодамиВ засушливых областях южного Средиземноморья финиковая пальма считалась священной; над пальмовой кроной часто изображался ассирийский бог солнца. В финикийском культе Ваал-Пеора изображение пальмового дерева, стоящего между двух больших камней,  служило фаллическим символом бога. В еврейских храмах этому мужскому богу поклонялись до тех пор, пока жрецы-реформаторы Яхве не убили его последователей: «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиль». (Числ.25) Однако, символизировавшее этого бога пальмовое дерево по-прежнему использовалось на ежегодных праздниках приветствия Спасителя в Иерусалиме, как описано в Евангелии.

В католических странах на шестой неделе поста отмечают так называемое «пальмовое» воскресенье. На Сардинии в это время  верующие  с веточками пальмы и оливы в руках посещают церкви, где во время мессы священник благословляет эти растения.  Пальмовые и оливковые ветви использовались и в свадебной обрядности, что намекает на связь этих символов с плодородием. В сельских районах Сардинии за несколько дней до свадьбы происходила церемония перевозки приданого в дом жениха. Когда приданое прибывало к месту назначения, «женщины расставляли мебель и прочие элементы на положенные места, украшая их цветами и зелеными ветками, среди которых первое место занимали ветки пальмы и оливы».

Подробнее...

Пальма финиковая. Часть 1

Финиковая пальмаФиниковая пальма (Phoenix) распространена в тропиках Африки и Азии. Эта пальма – классический пример фреатофитов, растений, имеющих постоянную связь с грунтовыми водами. По этой причине фреатофиты (от греческих слов «phréar» - колодец, бассейн и «phyton») являются индикаторами неглубоко залегающих грунтовых вод. «Имея постоянный доступ к воде, фреатофиты в течение всего вегетационного периода остаются активными, сохраняют сочную ярко-зеленую окраску даже в жесточайшие засухи, тогда как другие растения пустынь и степей, засыхая, становятся желтыми или бурыми». Не случайно арабы говорят: «Царица оазиса купает ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей».

Финиковая пальма – двудомное растение, требующее активного опыления. Наиболее древним способом было подвешивание початков с мужской особи на женскую. Древнейшие следы возделывания человеком финиковой пальмы относятся к V тысячелетию до н.э., искусственное оплодотворение возникло не позднее (а возможно, много ранее) XVIII в. до н. э. Время цветения для большинства ее видов приходится на период между 15 марта и 15 апреля. Урожай снимают с июля по ноябрь. Оплодотворение совершалось весной. «У язычников Харрана месяц, во время которого оплодотворяли пальмы, назывался месяцем Фиников».

Подробнее...

Пальма кокосовая

Кокосовая пальмаКокосовая пальма (лат. Cocos nucifera) — тропическое дерево. Родовое название – Cocos  происходит от португальского слова coco («обезьяна») и дано из-за пятен на орехе, которые делают его похожим на морду обезьяны. Видовое название nucífera — от латинских слова nux («орех») и ferre («нести»). На Филиппинах, Малайском архипелаге, полуострове Малакка, в Индии и на Шри-Ланке кокосовую пальму разводят с доисторических времен.

Пользу, извлекаемую человеком из этой пальмы, трудно переоценить. Все части пальмы используются либо в строительных целях, либо в пищевых. Туземцы тихоокеанских островов строят из ее стволов жилища, а крышу кроют пальмовыми ветвями. Из сока соцветий делают алкогольный напиток, кокосовое молоко и мякоть ореха употребляют в пищу. Из высушенной мякоти – копры выжимают масло, которое идет на изготовление мыла, свечей и маргарина. Жмых скармливают скоту,  из скорлупы кокоса делают посуду, а из упругих волокон оболочки ореха изготовляют канаты, плетут циновки и грубые ткани.

Не удивительно, что жители Восточной Африки из племени ваника почитают кокосовую пальму как мать - это дерево  дает им жизнь и пропитание, как мать своему ребенку, поэтому «срубить кокосовую пальму приравнивается к матереубийству». На острове Ниас верили, что в каждом дереве живет дух, и если дерево срубали, этот дух, лишенный своего «дома», превращался в злобного демона. «Присев» на ветви кокосовой пальмы, он мог вызвать ее гибель, а «прицепившись» к опорному столбу жилища, - вызвать смерть всех детей, живущих в нем.

Подробнее...

Миндаль. Часть 2

Цветущий миндальВ греческом мифе происхождение миндаля связывается с историей о двуполом божестве Агдитис. Когда боги узрели это чудовище, они пришли в ужас и решили лишить Агдитис мужского полового органа. Отрезанный и закопанный в землю, он пророс миндальным деревом. Когда же на дереве созрели плоды, «то, говорят, - как пишет Павсаний,  -  дочь реки Сангария сорвала этот плод и положила себе в платье на грудь, плод этот тотчас же исчез, а девушка стала беременной. Когда она родила и родившийся мальчик был выкинут, то коза стала о нем заботиться".

Родившийся ребенок был назван Аттисом и вырос в красивого юношу.  Во фригийском варианте этого мифа матерью Аттиса выступает девственная Нана, зачавшая сына, «приложив к своей груди спелый миндаль или гранат. Миндаль во фригийской космологии выступает в качестве отца всего сущего; это, вероятно, связано с тем, что его нежно-сиреневого оттенка цветы как первые гонцы весны появляются на голых ветвях до того, как распускаются листья». Прекрасного юношу-пастуха возлюбила Кибела, азиатская богиня плодородия, Мать Богов, главный храм которой находился во Фригии.  Преследуемый любовью богини Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови.

Подробнее...

Миндаль. Часть 1

МиндальМиндаль (лат. Prunus dulcis, греч. amygdale) происходит из области, включающей в себя Средиземноморье, Переднюю Азию, и  прилегающие районы Средней Азии. Белые и светло-розовые цветки миндаля распускаются раньше появления листьев. Период цветения – март-апрель, созревают плоды в июле-августе. В Восточном Средиземноморье миндаль является символом весны, поскольку зацветает первым.

Миндаль обыкновенный  был назван 'amygdala' в I веке н.э. Колумеллой.  Миндаль является древним символом сокрытия ценного содержания в очень твердой, почти непроницаемой оболочке. «Миндалевидный нимб» или венец, составленный из двух несовершенных полукругов – мандорла является символом «Божьего величия» (преображенного Христа) или Царицы небесной Марии. Этот нимб часто встречается в средневековом искусстве. «Сияющая, но при этом исполненная глубоким содержанием мандорла является мистериальным образом сосредоточения на исходящий изнутри свет с целью сокрытия истинной природы Христа в его телесности».

Подробнее...

Гранат. Часть 1

ГранатГранат (лат. Punica, греч. Rhoa) – кустарник или невысокое деревце с шаровидными плодами красного, красно-бурого или оранжево-желтого цвета, «увенчанными короной» - чашелистиком. Цветет гранатовое дерево ярко красными махровыми цветами, реже розовыми или белыми. Отдельные цветы продолжают появляться до поздней осени, соседствуя с крупными созревающими плодами. Плод содержит множество семян, окруженных красной мякотью.

Гранат культивировался с давних времен на территориях, примыкающих к Средиземноморью, и на Ближнем Востоке. В Вавилоне  его начали разводить уже 5000 лет назад. В Памфилии (Киликия) существовала эолийская колония под название Сиде – «гранат» (sidē), основанная в VII-VI вв,  что указывает на обилие гранатовых деревьев в этой области.

Подробнее...

Мирт. Часть 3

Мирт в мифологииОтношение к мирту как к дереву смерти, дереву тринадцатого месяца года,  когда царь должен был расстаться с жизнью, видно  из греческого мифа о гибели царя Эномая от рук возничего, имя которого недвусмысленно напоминает об участи царя в конце срока своего правления.  Всех женихов своей единственной дочери Гипподамии царь приглашал принять участие в гонках колесниц. Если жених приходил вторым, он погибал, но в случае победы он брал в жены Гипподамию, а Эномай должен был умереть.

Миф называет то двенадцать, то тринадцать погибших женихов. Эти числа соответствуют количеству лунных месяцев, которых в году было попеременно то двенадцать, то тринадцать. Например, в Олимпии колесницы во время соревнований проходили по стадиону двенадцать кругов в честь луны-богини. Однако Эномай мог не беспокоиться за результат соревнования: лошади, впряженные в его колесницу, превосходили по быстроте всех остальных лошадей Греции, а возничим был Миртил, сын Гермеса, умело управлявший колесницей, и Эномай всегда выходил победителем, поражая очередного желающего взять в жены Гипподамию насмерть копьем.

Подробнее...

Кипарис. Часть 3

Кипарис в мифологииКипарис был священным деревом Богини любви, и в Ливане богиню называли  кипарисом. «Сын Венеры на коленях матери» изображался в Риме как ребенок, выглядывающий из листвы кипариса. Финикияне иногда заменяли конический камень – бетил, посвященный Астарте, кипарисом.

В западносемитской мифологии известна триада  богов - Баалшамем, Малакбел и Аглибол. Малакбел («посланец Бела») был богом солнца и почитался в Пальмире. В эллинистический период он отождествлялся с Гелиосом. Известны римские изображения сцен рождения Малакбела, держащего на руках козленка, из кипариса; летящего по небу на колеснице, запряженной 4-мя грифонами; несомого в небе орлами в облике Гелиоса; его преображения ночью в Сатурна.

Подробнее...

Ива. Часть 10

ИваПо корейским представлениям ива наделялась чудесной, магической силой, способной возрождать природу и повышать плодородие почвы. В посевной период в Корее повсеместно устраивались качания на качелях, привязанных к ветвям ивы: ива «выступала как носительница женского производительного начала, и этот обряд должен был способствовать хорошему урожаю». Кроме того вплоть до конца XIX в. существовал священный ритуал добывания огня в период летнего солнцестояния  посредством трения двух ивовых палочек. Именно ива была тем деревом, которое использовали для безопасного перехода от жаркого к холодному сезону.

Миф о Чакчегоне, потомке первопредка Хогёна повествует о том, как  он отправился на запад, попал в подводный дворец царя драконов и по его просьбе убил старого лиса. После совершения этого подвига Чакчегон  получил в жены дочь царя драконов, который подарил  ему также  свинью и ивовый посох.  У корейцев изображение двух переплетенных между собой ветвей ивы служило символом нерасторжимой любви.

Ива вместе с тростником, вишней, и сливой является  символом Японии. Японцы считают иву деревом печали, слабости, нежности, девичьего изящества, спокойствия, потребности в постоянстве и coeдинeнии. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями плакучей ивы.

Подробнее...

Ива. Часть 9

ИваВ Средней Азии с ивой были связаны представления о плодородии и возрождении. В узбекском поселении Сапаллитепа было найдено женское захоронение, скелет которого был осыпан небольшими веточками ивы. Такой же вид имело и мужское захоронение. У  узбеков-сартов окрестностей Маргилана существовал обычай, по которому  сыновья умершего бросали ивовые посохи, «на которые они опирались во время оплакивания как дома, так и по дороге на кладбище», в наружную камеру могилы.

Ива, как символ плодородия,  была атрибутом девичьих гуляний у узбеков-сартов. Эти гулянья носили название «праздник маков». Нарядные девушки, многие в красных платьях, собирались на холме, танцевали под аккомпанемент бубна, собирали маки и плели из них венки, вплетая вместе с маками «сорванную с веточек тала (ивы) кожицу с листочками».

У таджиков Каратегина и Дарваза существовал обычай вбивать ивовые колья в могилу у изголовья захороненного. Считалось хорошей приметой, «если эти намогильные палки зазеленеют». В новогодних ритуалах таджики использовали "специально сорванные ветви ивы,  служившие магическим средством, способствовавшим плодородию злаков".

Подробнее...

Страница 4 из 9