МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Осина. Часть 3

ОсинаСвязь осины с Нижним миром и душами умерших особенно ярко проступает в латышском мифологическом фольклоре: “veles” — души умерших, а  “Velu mate” — мать мира мертвых, их заступница, разгуливает под корнями осины, отчего и дрожат ее листья.  В латышских поверьях ее может заменять Маря, которая трясет дерево, тождественная общеславянской богине смерти Маре. Ее местопребывание – под корнями осины.  

В русской традиции с принятием христианства осина стала считаться проклятым деревом: «...между священными и обыкновенными попадаются деревья проклятые, - пишет С.В. Максимов. – Во главе их стоит общеизвестная, с трепещущими листьями, осина, проклятая самим Христом за то, что на ней удавился Иуда, и потому неудобная к посадке вблизи жилья». «Потому-то листья осины, - добавляет А.В. Балов, - трепещут при самом малейшем дуновении ветерка, а осенью листья осины принимают ярко-красный цвет – цвет крови». Действительно, с наступлением осени дерево красуется своей листвой, окрашенной в «багрец и золото». Иногда трепетание листьев осины объясняется страхом от проклятия, наложенного на это дерево Христом или Богородицей, потому что из древесины осины  был сделан крест и гвозди, которыми прибили к нему Христа.

 

 

Осень, осина... В древнеирландском алфавите Beth-luis-nion («береза-рябина-ясень») букве Е соответствовал белый тополь (осина) и с этим деревом ассоциировалось осеннее равноденствие.

О том, что осине придавалось сакральное значение уже в древнейшие времена, свидетельствует находка, обнаруженная в шумерском захоронении III тысячелетия до н. э.: диадема царицы Шубад была украшена бусинами из ляпис-лазури и крошечными осиновыми листочками.

У вепсов члены семьи покойного по возвращении с кладбища после похорон оставляли на ночь у дверей веник, а под порог клали осиновое полено - «чтобы покойники не ходили».

В традиции народа коми известны  колдовские куколки под названием "акань", которое можно перевести как  'маленькая игрушечная сестренка, женщина'. Ряд запретов, связанных с акань, свидетельствует о соотнесении образа антропоморфной игрушки с представлениями о душе-тени или двойнике человека. По поверьям коми-пермяков в гроб умершему тöдысь – шаману, обязательно надо положить семь таких антропоморфных женских фигурок, иначе полагали, что он может увести за собой в могилу семь человек. При этом у керчемских коми-зырян считалось, что колдовские акань необходимо изготовлять из "нечистого" дерева - осины, в отличие от детских игрушек, которые рекомендовалось  делать  из березы и сосны. Ижемские коми одежду больного уносили в лес и оставляли на стволе осины или любого засыхающего дерева.  

У бурят-шаманистов осина считалась нечистым деревом. Шаманов, подозреваемых в сознательной ловле душ и умерщвлении людей, закапывали живыми в землю, всаживая сверху осиновый кол.

Нанайцы вырезали духов болезни из осины, потому что ее древесина легко поддавалась обработке. Вместе с тем, изображение души умершего, делалось из дуба – дерева, не дающего трещин при высыхании, а изображение духа «хранителя жилища, передававшегося из поколения в поколение, вырубали всегда из лиственницы - дерева большой прочности».

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I;
  2. Филиппа Уэринг, Популярный словарь примет и поверий;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  4. Погребальная обрядность вепсов;
  5. Шарапов В.Э. О символике традиционной куклы (акань) в фольклоре и обрядах коми // Традиционная культура и мир детства. Материалы международной научной конференции "XI Виноградовские чтения";
  6. Т.М. Михайлов. Анимистические представления бурят//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера;
  7. Н.Б. Киле, Лексика, связанная с религиозными представлениями нанайцев// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.

Реклама

Книги