МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Платан. Часть 1

ПлатанПлатан восточный  (Platanus oriantalis) – долговечное, могучее дерево с раскидистой кроной. Платан может доживать до 2000 лет, достигая высоты  45-50 метров и  диаметра ствола до 6 метров. Это красивое дерево с широкой развесистой кроной и гладкой светло-серой корой, которая по мере довольно быстрого роста ствола в толщину отслаивается сверху и опадает пластами, обнажая светло-зеленые, глубже расположенные участки. Это придает стволам платанов очень красивый рисунок. 

Отслаивание коры делает платан похожим на змею, сбрасывающей свою шкурку. Светлый, гладкий ствол дерева, сбросившего старую кору,  смотрится очень красиво и оставляет впечатление возвышенной чистоты. Не случайно платан был священным деревом богини на Крите и в Спарте, к тому же «его листья напоминали зеленую ладонь с пальцами, вытянутыми для благословения». В литературе есть указания, что в Эгейском море на острове Кос рос платан в возрасте 2300 лет со стволом окружностью 18 метров.

 

 

Приуроченность платана к воде – одна из примет, по которой можно обнаружить воду под землей. «Платаны обитают на богатых почвах по берегам рек и озер, по днищам ущелий. Если они встречаются вдали от открытого водного источника, это означает, что под ними недалеко от поверхности течет подземная река. Расположение деревьев указывает направление движения подземного потока». Платан является характерным деревом пойменных лесов восточного Средиземноморья.

Священный платан в египетской Матарии почитался  деревом-святыней, символизировавшим Исиду-Хатхор, владычицу  Дендеры. Позднее святыню унаследовали христиане, утверждавшие, что изображения матери и ребенка, связанные с деревом, на самом деле принадлежат деве Марии и младенцу Христу. Однако задолго до возникновения христианства материнское дерево Богини называли вместилищем душ умерших,  размещавшихся на его ветвях.  Древесину платана египтяне использовали для изготовления резных футляров для мумий: так Богиня нежно, словно ребенка, обнимала усопшего.

Платан, можжевельник и бригония – священные растения армян. Воплощением платана считался Анушаван Сосанвер (армян. сосанвер – соси – «платан»), внук  Ара Гехецика, умный, одаренный юноша. К нему, как к духу священного платана обращались за предсказанием,  в платановой  роще гадали по шелесту листьев.  Этимология имени – из иран. Ануширван – «бессмертная душа»,  свидетельствует,  по-видимому, о том, что он ассоциировался с вечной цикличностью возрождения растительности.

В  грузинской народной сказке «Три брата», младший из трех братьев случайно узнает о том, что в Трапезунте все страдают  без воды, но там у стены стоит чинара. Если бы кто ее вырыл, тотчас появилась бы вода. Юноша отправился в Трапезунд. Там он отыскал старшин города и с их согласия открыл воду, за что горожане наградили его щедрыми подарками.

В Средней Азии и Закавказье платан называется чинарой. В Нахичевани растет чинар, который называют здесь восьмым чудом света. Ствол у этого великана 18 метров в обхвате, а ветви отбрасывают тень на большой площади. Внутри ствола имеется дупло площадью около 5 квадратных метров. Особым почитанием чинара пользовалась у туркмен. «Они ее не рубят и не используют в качестве топлива». В комментарии к главе XL "Книги Марко Поло", в которой дана характеристика некоего дерева сол (sol), растущего в Северо-Восточном Иране, Генри Юл поясняет, что это мощное дерево есть чинара (платан) и название его – sol – означает "дерево солнца".

Особое значение при арычном земледелии придавалось водоподъемному устройству – чигирю, отдельные части которого изготовлялись из чинары, что может объяснить возникновение представления об образе некоего Али-Чинара, создавшего чигирь и научившего людей работать с его помощью. Каждую весну после установки чигиря устраивалось празднество с жертвоприношением, с обрядовыми играми и песнопением в честь его изобретателя (или самой чинары?).  

Использованные материалы:

  1. Б.Д.Алексеев. Гиганты и карлики растительного мира;
  2. В. И. Артамонов. Зеленые оракулы;
  3. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  4. Мифы народов мира, т. I;
  5. Дж. Х. Кармышева. Земледельческая обрядность у казахов// Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии.

Реклама

Книги